Правительство РФ продлило программу инфраструктурных бюджетных кредитов регионам до 2025 года, а также направит дополнительно 250 млрд рублей на модернизацию городского пространства и коммунальных систем. Эксперты Группы «Родина» рассказали «Стройгазете» о том, какими путями можно развивать российские города, учитывая пять главных градостроительных тенденций будущего.
1. Город шаговой доступности
Современные города остаются в основном фрагментарными, то есть в них разграничиваются районы деловой активности, жилые локации, промышленные зоны, культурно-развлекательные центры. Часто планы застройки инерционно воспроизводят этот сценарий роста города, который всё больше противоречит новым тенденциям: стремлению к снижению выбросов CO2 городским транспортом, распространению удаленной занятости, увеличению численности городского населения.
Ответом на эти вызовы станет концепция города шаговой доступности или «города 15-минутной доступности». Идею городских «ячеек», где все необходимые для повседневной жизни ресурсы есть в пределах 15 минут ходьбы или езды на велосипеде, предложил еще в 1920-х американский урбанист Клэренс Перри. В последнее десятилетие в разных странах мира появились новые районы в рамках этой концепции.
Так, в России Группа «Родина» разработала и реализовала инновационные жилые кластеры (ИЖК). Это компактные жилые кварталы, в пределах которых построена вся необходимая для жизни социальная и коммерческая инфраструктура, включающая школы, детские сады, спортивные объекты, учреждения дополнительного образования, творческие студии. В частности, концепция города шаговой доступности реализована в проектах ИЖК «Олимпийская деревня Новогорск» (Московская область), Russian Design District (Новая Москва), «Союз» («старая» Москва). В будущем именно ИЖК могут стать тиражируемой моделью урбанистического развития России в концепции «15-минунтного города».
2. Горожане вернут себе пространство для жизни
Парадоксально, но за прошедшие века города все меньше приспосабливались непосредственно для жизни людей. Магистрали и улицы планировались для удобства движения транспорта. Жилые районы строились ближе к деловым центрам и промышленным зонам – местам приложения труда. При этом вся городская ткань подчинялась экономическим задачам, из-за чего обозначился острый дефицит общественных, некоммерческих и зеленых пространств, то есть мест, где можно просто прогуляться, отдохнуть, встретиться с друзьями.
В будущем подход к развитию и городов в этом плане изменится. Уже сейчас эксперты ООН рассчитывают индекс достижения целей глобального развития (Sustainable Development Goals – SDG), в том числе по соотношению общественных пространств в городе относительно общей площади застройки. Наличие свободных и зеленых территорий в жилом комплексе между тем уже стало обязательным требованием для порядка 78% клиентов, опрошенных Группой «Родина».
В масштабах России также появились инициативы по созданию свободных городских пространств. В частности, проект госкорпорации ВЭБ.РФ «Пять шагов для городов» в качестве третьего шага предлагает расширять использование городских пространств, а именно – обустройство пустырей во дворах, а также применение стратегии «тактического урбанизма» – создание садов на парковке или уличных библиотек.
3. Управление городом с помощью искусственного интеллекта
В основном городское управление остается архаичным в большинстве стран и явно отстает по вооруженности новыми технологиями от управления промышленностью, торговлей и некоторыми областями социальной сферы. Особенно это заметно на фоне прорыва в 2022 году в области искусственного интеллекта: нейросети стали еще более умными, творческими, а также доступными для программирования человеческой речью.
Жизнь городов в ближайшее десятилетие неизбежно будет поставлена на основу управления искусственным интеллектом (ИИ). По данным лаборатории ESI ThoughtLab, 80% крупных городов по всему миру (из 167 исследованных) планируют мощные инвестиции в ИИ в ближайшие три года.
В России в 2020 году Минстрой одобрил запуск платформы на базе ИИ, которая сможет проектировать города и отдельные районы с учетом требований строительных норм, а также прогнозов численности населения, автомобилизации и других показателей.
4. Экономика замкнутого цикла
В отличие от завода или отдельного здания, город очень поздно начал рассматриваться как комплексная система, создающая и потребляющая ресурсы. Именно поэтому во многих проявлениях городская жизнь остается очень затратной. В частности, до 30% всей еды в городах отправляются на свалку. В среднем офисное пространство используется только на 35-50% за период эксплуатации.
В ближайшее десятилетие ситуация начнет меняться. В ресурсозатратном городе жить становится дорого и экологически опасно. Именно поэтому городская экономика станет «циркулярной» (также – экономика замкнутого цикла). Городское хозяйство будет минимизировать расходы ресурсов за счет переработки отходов, реконструкции и ремонта имеющихся зданий и коммуникаций, совместного потребления некоторых товаров и ресурсов, внедрения «обменной экономики», аренды вместо покупки (жилья, автомобилей, одежды).
Россия пока делает только первые шаги в этом направлении. В частности, программа «Пять шагов для городов» ВЭБ.РФ стимулирует участвующие в инициативе города устанавливать пункты раздельного сбора отходов, а также оснащать фандоматами (аппаратами по приему тары) школы.
5. Многовекторная транспортная система
Сейчас транспорт в городе на 90% представлен либо личными автомобилями с двигателями внутреннего сгорания, либо общественным транспортом. Такая система городской мобильности все меньше отвечает новым тенденциям в транспортных технологиях и в образе жизни горожан.
Прежде всего, жители крупных городов устали от трафика и хотят меньше тратить время на перемещения по городу. Помимо этого, уже к 2030 году доля новых электромобилей на улицах вырастет до 32%, а для них нужна иная инфраструктура, нежели для машин с ДВС. Более того, к 2040 году в ряде развитых стран уже до 80% пассажиров будут использовать для перемещения арендные, а не личные автомобили. Среди них будет немало машин с автопилотом. Наконец, более популярными, чем сейчас, средствами транспорта станут электросамокаты и велосипеды, для которых в городах построят отдельные пути.
Так или иначе, у горожан в будущем будет большое «транспортное меню» из различных средств мобильности. Это позволит радикально сократить выбросы углекислого газа и уменьшить трафик в городах.
«Для развития городов будущего государство, институты развития и девелоперы должны тесно сотрудничать, – отметил Владимир Щекин, основатель и совладелец Группы «Родина». – Застройщики во многом сейчас находятся на переднем крае внедрения современных технологий и практик градостроительства и могли бы поделиться своим опытом с государством и инвесторами при выработке долгосрочной стратегии в области строительства. При этом можно увязать государственные планы, коммерческий интерес банков и девелоперские проекты в рамках государственно-частного партнерства».
1. Город шаговой доступности
Современные города остаются в основном фрагментарными, то есть в них разграничиваются районы деловой активности, жилые локации, промышленные зоны, культурно-развлекательные центры. Часто планы застройки инерционно воспроизводят этот сценарий роста города, который всё больше противоречит новым тенденциям: стремлению к снижению выбросов CO2 городским транспортом, распространению удаленной занятости, увеличению численности городского населения.
Ответом на эти вызовы станет концепция города шаговой доступности или «города 15-минутной доступности». Идею городских «ячеек», где все необходимые для повседневной жизни ресурсы есть в пределах 15 минут ходьбы или езды на велосипеде, предложил еще в 1920-х американский урбанист Клэренс Перри. В последнее десятилетие в разных странах мира появились новые районы в рамках этой концепции.
Так, в России Группа «Родина» разработала и реализовала инновационные жилые кластеры (ИЖК). Это компактные жилые кварталы, в пределах которых построена вся необходимая для жизни социальная и коммерческая инфраструктура, включающая школы, детские сады, спортивные объекты, учреждения дополнительного образования, творческие студии. В частности, концепция города шаговой доступности реализована в проектах ИЖК «Олимпийская деревня Новогорск» (Московская область), Russian Design District (Новая Москва), «Союз» («старая» Москва). В будущем именно ИЖК могут стать тиражируемой моделью урбанистического развития России в концепции «15-минунтного города».
2. Горожане вернут себе пространство для жизни
Парадоксально, но за прошедшие века города все меньше приспосабливались непосредственно для жизни людей. Магистрали и улицы планировались для удобства движения транспорта. Жилые районы строились ближе к деловым центрам и промышленным зонам – местам приложения труда. При этом вся городская ткань подчинялась экономическим задачам, из-за чего обозначился острый дефицит общественных, некоммерческих и зеленых пространств, то есть мест, где можно просто прогуляться, отдохнуть, встретиться с друзьями.
В будущем подход к развитию и городов в этом плане изменится. Уже сейчас эксперты ООН рассчитывают индекс достижения целей глобального развития (Sustainable Development Goals – SDG), в том числе по соотношению общественных пространств в городе относительно общей площади застройки. Наличие свободных и зеленых территорий в жилом комплексе между тем уже стало обязательным требованием для порядка 78% клиентов, опрошенных Группой «Родина».
В масштабах России также появились инициативы по созданию свободных городских пространств. В частности, проект госкорпорации ВЭБ.РФ «Пять шагов для городов» в качестве третьего шага предлагает расширять использование городских пространств, а именно – обустройство пустырей во дворах, а также применение стратегии «тактического урбанизма» – создание садов на парковке или уличных библиотек.
3. Управление городом с помощью искусственного интеллекта
В основном городское управление остается архаичным в большинстве стран и явно отстает по вооруженности новыми технологиями от управления промышленностью, торговлей и некоторыми областями социальной сферы. Особенно это заметно на фоне прорыва в 2022 году в области искусственного интеллекта: нейросети стали еще более умными, творческими, а также доступными для программирования человеческой речью.
Жизнь городов в ближайшее десятилетие неизбежно будет поставлена на основу управления искусственным интеллектом (ИИ). По данным лаборатории ESI ThoughtLab, 80% крупных городов по всему миру (из 167 исследованных) планируют мощные инвестиции в ИИ в ближайшие три года.
В России в 2020 году Минстрой одобрил запуск платформы на базе ИИ, которая сможет проектировать города и отдельные районы с учетом требований строительных норм, а также прогнозов численности населения, автомобилизации и других показателей.
4. Экономика замкнутого цикла
В отличие от завода или отдельного здания, город очень поздно начал рассматриваться как комплексная система, создающая и потребляющая ресурсы. Именно поэтому во многих проявлениях городская жизнь остается очень затратной. В частности, до 30% всей еды в городах отправляются на свалку. В среднем офисное пространство используется только на 35-50% за период эксплуатации.
В ближайшее десятилетие ситуация начнет меняться. В ресурсозатратном городе жить становится дорого и экологически опасно. Именно поэтому городская экономика станет «циркулярной» (также – экономика замкнутого цикла). Городское хозяйство будет минимизировать расходы ресурсов за счет переработки отходов, реконструкции и ремонта имеющихся зданий и коммуникаций, совместного потребления некоторых товаров и ресурсов, внедрения «обменной экономики», аренды вместо покупки (жилья, автомобилей, одежды).
Россия пока делает только первые шаги в этом направлении. В частности, программа «Пять шагов для городов» ВЭБ.РФ стимулирует участвующие в инициативе города устанавливать пункты раздельного сбора отходов, а также оснащать фандоматами (аппаратами по приему тары) школы.
5. Многовекторная транспортная система
Сейчас транспорт в городе на 90% представлен либо личными автомобилями с двигателями внутреннего сгорания, либо общественным транспортом. Такая система городской мобильности все меньше отвечает новым тенденциям в транспортных технологиях и в образе жизни горожан.
Прежде всего, жители крупных городов устали от трафика и хотят меньше тратить время на перемещения по городу. Помимо этого, уже к 2030 году доля новых электромобилей на улицах вырастет до 32%, а для них нужна иная инфраструктура, нежели для машин с ДВС. Более того, к 2040 году в ряде развитых стран уже до 80% пассажиров будут использовать для перемещения арендные, а не личные автомобили. Среди них будет немало машин с автопилотом. Наконец, более популярными, чем сейчас, средствами транспорта станут электросамокаты и велосипеды, для которых в городах построят отдельные пути.
Так или иначе, у горожан в будущем будет большое «транспортное меню» из различных средств мобильности. Это позволит радикально сократить выбросы углекислого газа и уменьшить трафик в городах.
«Для развития городов будущего государство, институты развития и девелоперы должны тесно сотрудничать, – отметил Владимир Щекин, основатель и совладелец Группы «Родина». – Застройщики во многом сейчас находятся на переднем крае внедрения современных технологий и практик градостроительства и могли бы поделиться своим опытом с государством и инвесторами при выработке долгосрочной стратегии в области строительства. При этом можно увязать государственные планы, коммерческий интерес банков и девелоперские проекты в рамках государственно-частного партнерства».
Авторы: СГ-Онлайн