В Москву, в Москву!

Российская столица как магнитом притягивает иностранных туристов. Что будет с ценами на гостиницы?

В последние годы туристическая отрасль в России переживает подъем. С одной стороны, внутренний туризм активно начали практиковать сами граждане — в том числе и те, кто еще пять лет назад отдыхал только за границей. С другой, в страну потянулись иностранные туристы. Каких показателей в связи с этим достиг московский гостиничный рынок, «Стройгазете» рассказала заместитель управляющего директора центра развития недвижимости Becar Asset Management Дарья Канева.


gost.jpg

Если резюмировать итоги 2019 года кратко — это хороший год: туризм в России развивается семимильными шагами, загрузка московских отелей достигает рекордных показателей, операторы подстраиваются под потребности современного гостя, выводя на рынок бюджетные бренды.

По оценке сервиса бронирования Ostrovok, в 2019 году 75% россиян совершали поездки по стране, останавливаясь при этом в гостинице.

В 2019 году объем туристического потока в Москве вырос на 15%. Драйверами прироста стали: экономическая ситуация, позитивный опыт Чемпионата мира по футболу, который прошел в 2018-м, принятая в стране стратегия развития туризма до 2035 года, визовые послабления. К тому же, российское направление привлекает туристов из развитых стран доступными (из-за курсовых разниц) ценами.

Может показаться, что основные показатели гостиничного рынка, напротив, демонстрируют спад — но это исключительно в силу «эха» ЧМ-2018 с его бумом как по объемам ввода номеров, так и по ценам.

Накануне мундиаля в Москве был зафиксирован рекордный объем ввода гостиниц. В 2019 году последовал прогнозируемый спад — за год в столице было введено порядка 1300 номеров, причем цифра могла быть и больше, если бы крупные операторы не перенесли запуск своих проектов на начало 2020 года.

В результате этого переноса в январе-феврале в Москве открываются: Four Points By Sheraton Moscow Vnukovo Airport (4-5 звезд, 672 номера), «Mercure Неглинная» (4 звезды, 100 номеров, Hampton by Hilton (Рогожский вал, 3 звезды, 152 номера), Ramada Hotel & Suites Moscow Greenwood Park (4 звезды, 376 номеров). Всего же до конца года, исходя из заявленных сроков, в столице ожидается открытие гостиниц уровня 3-4 звезды на 1,5–2 тыс. номеров.

На фоне относительно небольшого ввода новых проектов загрузка в московских отелях в 2019 году увеличилась до 80%. Это связано еще и с общим увеличением качественного предложения, а также с развитием инфраструктуры города. Москва в целом становится все более привлекательным с точки зрения туризма городом. Вступление в силу законодательства в части обязательной сертификации российских отелей также оказывает благотворное влияние на рост турпотока.

Согласно предоставленным «Стройгазете» материалам «Миэль-Аренда», в период проведения в России Чемпионата мира по футболу 2018 года средняя стоимость аренды квартир в Москве составляла от 20 до 30 тыс. рублей в сутки.

С отъездом болельщиков ЧМ-2018 показатель средней цены за гостиничный номер, как и в сегменте аренды жилья, закономерно вернулся к базовым показателям — за год снижение в пятизвездочном сегменте составило 27,2%, четырехзвездочные отели подешевели на 11,3%, трехзвездочные — на 12,2%. К началу 2020-го гостиничные тарифы находятся примерно на уровне 2017 года. По состоянию на конец 2019-го – начало 2020 года средняя стоимость гостиничного номера в сегменте «5 звезд» составляет 16,3 тыс. рублей за ночь, сутки в четырехзвездочной гостинице обойдутся в среднем в 6,4 тыс., в трехзвездочной — в 4 тыс. рублей.

В ближайшие несколько лет, безусловно, будет происходить прирост, но без скачков, в пределах рыночных колебаний (по нашей оценке, до конца года динамика не превысит 5%).

Что до прогнозов — столице по-прежнему требуются качественные варианты размещения в среднем ценовом сегменте. В перспективе нескольких лет основной спрос будет приходиться на трехзвездочные lifestyle-отели в новых современных форматах — соответственно, для гостиничных операторов этот сегмент и станет зоной развития.

Продолжит развиваться заданный 2019 годом тренд на увеличение количества в Москве кондо-отелей (апарт-комплексов, в которых предлагается жилье в аренду, — ред.). К началу 2020-го на долю таких проектов приходилось примерно 3% от всего предложения (3,7 тысяч номеров). Но этот объем будет расти как и в Москве, так и в Санкт-Петербурге, учитывая дефицит качественного и недорогого предложения.

Девелоперы все чаще переделывают объекты под новые гостиничные форматы — коливинги и апарт-отели, — с акцентом на большие общественные пространства при минимальных размерах номеров. При этом за счет эргономических планировок и применения технологий функциональность юнита не теряется. Подобные современные отельные проекты не только соответствуют потребностям нового поколения арендаторов, но и открывают возможности для выгодных инвестиций.

Рост турпотока, в том числе зарубежного, и, соответственно, высокий спрос на качественные места для размещения в сочетании с курсом Минстроя на развитие рынка арендного жилья дают основания прогнозировать, что форматы коливингов и апарт-отелей будут только набирать обороты.