Знай своего клиента: секреты «должной осмотрительности» для разумных предпринимателей

Знай своего клиента: секреты «должной осмотрительности» для разумных предпринимателей

Знай своего клиента: секреты «должной осмотрительности» для разумных предпринимателей Shutterstock/FOTODOM
Принято считать, что проверка финансово-экономической добропорядочности предпринимателей — дело государево, заниматься которым должны органы Федеральной налоговой службы. Однако этот тезис начинает терять однозначность, если вспомнить про понятие должной (коммерческой) осмотрительности.

В российском юридическом поле это понятие было введено постановлением Высшего арбитражного суда РФ от 12.10.2006 №53. Согласно постановлению, «должная осмотрительность — это комплекс мер и действий, направленных на получение необходимой и достоверной информации о потенциальном контрагенте, исходя из стандарта осмотрительного поведения в гражданском (хозяйственном) обороте, ожидаемого от разумного участника в сравнимых обстоятельствах».

Письмом Федеральной налоговой службы от 10.03.2021 №БВ-4-7/3060@ «должную» осмотрительность укрепили понятием «коммерческой осмотрительности». Исходя из письма, «коммерческая осмотрительность» — это применяемый в гражданском обороте стандарт обоснованного выбора контрагента.

Во многом на принципах должной осмотрительности основана статья 54.1 Налогового кодекса РФ «Пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов», введенная Федеральным законом от 18.07.2017 №163-ФЗ. Среди прочего, статья прямо указывает, что «не допускается уменьшение налогоплательщиком налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате налога в результате искажения сведений о фактах хозяйственной жизни».

Специалист отдела экономической безопасности сервисной платформы «Контур. Фокус» Светлана Даувальтер отмечает, что сегодня «должная» осмотрительность приравнена к «коммерческой», существенной разницы между ними нет. Проявление такой осмотрительности в повседневном обиходе означает, что любое юридическое лицо при подготовке сделок, планировании какого-либо делового сотрудничества с потенциальным контрагентом обязано осуществить минимально необходимые действия для объективного подтверждения его добропорядочности и реальной способности справиться с выполнением предполагаемых задач. Необходимо выяснить, способен ли потенциальный партнер с нужным качеством и в срок оказать определенные услуги, выполнить работы, поставить продукцию, оплатить эти работы, продукцию и т. п.

Основываясь на полученных сведениях, можно принимать обоснованные бизнес-решения об объемах и специфике сотрудничества или же не рисковать и еще «на берегу» отказаться от заключения договора вовсе.

В качестве сервисной платформы, призванной помогать предпринимателям в получении нужной информации, Светлана Даувальтер рекомендовала «Контур.Фокус»: «Здесь можно получить выгрузку из всех основных открытых источников, сделав запрос по нужному контрагенту. На основании выгрузки может быть сформирован экспресс-отчет для налоговых органов».

Как добавляет аттестованный налоговый консультант Ирина Крайнова, схожую информацию можно получить также на платформе ЦБ РФ «Знай своего клиента».

Проверьте репутацию

А специалисты ФНС, по тому же поводу обращаясь уже не ко всем предпринимателям подряд, а предметно к представителям строительного бизнеса, рекомендуют заглянуть в письмо Минстроя РФ и Федеральной налоговой службы от 26.01.2024 №№3874-ИФ/00, ЕД17-31/216 «О совместной позиции Минстроя России и ФНС России по применению сервиса оценки юридического лица, позволяющего определить его финансово-хозяйственное состояние».

Как информирует это письмо, в целях минимизации рисков заключения с недобросовестными подрядчиками контрактов, предметами которых являются подготовка проектной документации, выполнение инженерных изысканий или строительство, реконструкция, капитальный ремонт, ФНС России была разработана специальная методика проведения оценки юридических лиц. Она утверждена приказом ФНС России от 24.03.2023 №ЕД-7-31/181@ «Об утверждении Методики проведения оценки юридического лица на базе интерактивного сервиса «Личный кабинет налогоплательщика юридического лица» АИС «Налог-3».

Методикой предусмотрена двухэтапная оценка параметров финансово-хозяйственного состояния юридического лица, в ходе которой его деятельность проверяется на соответствие 27 критериям. Среди них — наличие или отсутствие расхождений по НДС, наличие или отсутствие сведений о включении юрлица в реестр недобросовестных поставщиков (по данным Единой информационной системы в сфере закупок). Также в числе «маркеров» — сведения об имеющихся привлечениях к административной и уголовной ответственности, сведения, связанные с возможным финансированием терроризма, информация о численности сотрудников и их заработной плате, о соблюдении юрлицом налоговой дисциплины и т. п.

Результаты проведенного анализа формируются по запросу юридического лица посредством выписки в его «Личном кабинете налогоплательщика» примерно в течение суток.

Такая выписка содержит информацию по каждому критерию, установленному Методикой, в том числе ограниченную для свободного доступа, о финансово-хозяйственном состоянии юридического лица и иную информацию, характеризующую его деятельность, в том числе о проведении в отношении юридического лица процедур ликвидации, банкротства и о наличии задолженности по обязательным платежам в бюджеты.

Увидеть себя глазами налогового инспектора

Минстрой России и Федеральная налоговая служба настоятельно рекомендуют при заключении контрактов использовать именно этот инструмент, позволяющий, согласно их совместной оценке, получать действительно достоверные и актуальные сведения о потенциальных подрядчиках.

Любое юридическое лицо вправе представлять такую выписку заказчикам для подтверждения своей деловой репутации, в том числе при подготовке предложений по определению единственного поставщика (подрядчика). В свою очередь, заказчики вправе запрашивать указанную выписку у потенциальных подрядчиков.

Получив выписку потенциального контрагента, организация при возникновении сомнений может дополнительно верифицировать документ по присвоенному ему QR-коду или уникальному коду через сайт ФНС России с получением краткой информации из выписки.

Если потенциальный подрядчик без внятной причины отказывает своему возможному заказчику или генеральному подрядчику в предоставлении данной выписки, это весомый повод насторожиться и трижды подумать — стоит ли доверить такой компании выполнение работ.

Специалисты налоговых органов полагают, что описанный инструмент полезен не только для выявления «темных мест» у будущих подрядчиков, но и для своеобразного налогового самоанализа. Ознакомившись со своей собственной выпиской, каждая фирма получает возможность увидеть себя «глазами налогового инспектора», понять, что недоработано в сфере взаимоотношений с фискальными органами, какие пробелы следует в оперативном порядке закрыть, какие риски учесть.

Примечательно, что налоговики относятся к формированию выписок достаточно демократично и не считают их догмой. Обнаружив в полученном документе недостоверные, неактуальные сведения о своей компании, вы вправе подать в налоговую службу апелляцию с целью внесения необходимых изменений в информационные базы (разумеется, недостоверность сведений придется подтвердить весомыми аргументами).

Поискать в открытых источниках информацию о возможном партнере можно и самостоятельно, только это займет больше времени и есть опасность упустить что-то важное.

Добавим в заключение, что игнорирование принципа должной (коммерческой) осмотрительности, помимо риска попасть в историю с недобросовестным партнером, получить убытки и т. п., может также привести к занижению судом ваших претензий к не исполнившему свои обязательства партнеру.