Максим ФЕДОРЧЕНКО, координатор НОСТРОЙ в СФО, руководитель Совета Ассоциации строительных организаций Новосибирской области:
Если говорить о том, что достигнуто институтом саморегулирования за 10 лет, то в первую очередь я бы сказал о трех вещах.
Во-первых, нам удалось отказаться от лицензирования, не нарушив при этом работу строительного комплекса, не снизив планку требований к подрядчикам, выходящим на строительный рынок. При этом саморегулиро вание не создало дополнительных административных барьеров. А вспомните, сколько было мрачных предсказаний? Саморегулирование приведет к монополизации, обрушит малый бизнес и задушит средний… В целом, все СРО отработали нормально, и для добро- совестных строителей условия сейчас созданы вполне адекватные.
Во-вторых, мы создали региональную структуру из достаточно мощных некоммерческих объединений строителей, которые способны не только контролировать, но и защищать своих членов, отстаивать их профессиональные интересы на местах. СРО стали центрами экспертизы отраслевых нормативных актов, через них строители могут участвовать в обсуждении проблем и задач отрасли.
В-третьих, благодаря саморегулированию появилось мощное объединение строителей на федеральном уровне — НОСТРОЙ. Не секрет, что все ключевые решения принимаются так или иначе в столице. А в регионах нередко хватаются за голову, получив уже готовые законы, постановления, распоряжения, федеральные программы и «дорожные карты», но спорить уже бывает сложно — приходится выполнять. Поэтому особенно важно защитить интересы отрасли на федеральном уровне, выстроить диалог с Госдумой, правительством, профильными ведомствами. Для этого нужна авторитетная федеральная структура, которая могла бы аккумулировать мнение регионов. И у нас теперь есть такая структура — Национальное объединение строителей.
Третий год СРО работают по федеральному закону №372-ФЗ, кардинально изменившему всю систему саморегулирования. Результат этой важной реформы нетрудно увидеть по резкому росту численности региональных СРО, по сути, в 2-4 раза. И это при том, что субподрядчики, в основном, ушли из СРО. Но главное не рост количественных показателей, изменилось качество работы, теперь строительные компании могут участвовать в работе своих СРО непосредственно, и это, конечно, сказывается на результатах. Ну, и контроль теперь совсем другой, если раньше все, в основном, ограничивалось формальным документооборотом, то теперь строители начинают привыкать к тому, что специалисты СРО лучше видят их производственные процессы, отслеживают, как исполняются обязательства по контрактам, смотрят организацию охраны труда на объектах.
Однако чем больше возможностей, тем больше и вопросов, задач, проблем встает перед нами. Например, сформирован огромный информационный ресурс по специалистам — НРС, но пока он неэффективен с точки зрения заказчика, нужно теперь применить его к решению реальных проблем отрасли. Необходимо встроить в работу систему оценки квалификации специалистов так, чтобы это не превратилось ни в «торговлю бумажками», ни в очередной административный «оброк» для строителей. Мы в ходе реформы потеряли специализацию строительных организаций, и это серьезная проблема, к ней необходимо вернуться, но уже на новом уровне, определяя профессиональную компетенцию каждой компании в сфере организации строительного производства.
Целый пласт острых проблем лежит в сферах ценообразования, цифровизации, перехода на проектное финансирование, внедрение современных стандартов... Меня искренне удивляет позиция некоторых руководителей СРО, которые говорят, мол, это «не наше». Мы все — члены Национального объединения строителей, значит, и все проблемы строителей должны быть в зоне нашего внимания и компетенции. Этого ждет от нас государство, доверившее нам немалые полномочия, и этого ждет от нас профессиональное сообщество. Главное, что сегодня созданы механизмы для эффективной работы. Теперь надо реализовывать этот потенциал
Номер публикации: № 46 22.11.2019