Удаление с поля

Петербургские власти расторгли контракт с генподрядчиком «Зенит-Арены»

Вокруг стадиона «Зенит-Арена» на Крестовском острове в Петербурге, который должен принять матчи Кубка конфедераций 2017 года и чемпионата мира по футболу 2018 года, разгорелся громкий скандал. Администрация города, выступающая заказчиком строительства, расторгла контракт с генеральным подрядчиком — компанией «Инжтрансстрой-СПб».

Строители в ответ пообещали подать на Смольный в суд. Чтобы разобраться в конфликте, в конце прошлой недели в Северную столицу приезжал председатель временной комиссии Совета Федерации РФ по вопросам подготовки и проведения мундиаля Вадим Тюльпанов.

Кто виноват?

Скандалы вокруг одного из самых дорогих стадионов в мире, который пытаются построить в Петербурге уже девять лет, не утихают. Арену первоначальной стоимостью в 250 млн долларов планировали сдать в эксплуатацию еще в 2008 году. Однако сроки переносились несколько раз, и теперь, наконец, власти Петербурга решили-таки еще и сменить генподрядчика на важном объекте. Уведомление о расторжении госконтракта Смольный вручил представителям компании в прошлую пятницу. Позицию города на заседании Штаба по строительству стадиона изложил вице-губернатор Игорь Албин. По его словам, с 2008 года строительство стадиона осуществляет ООО «Инжиниринговая корпорация «Трансстрой», входившая в состав ГК «Базовый элемент». Сумма контракта семь лет назад, на момент заключения, составляла 13 млрд рублей.

После неоднократной корректировки проекта в силу разных причин, в том числе и в связи с требованиями Международной федерации футбольных ассоциаций (ФИФА), стоимость строительства стадиона в 2013 году выросла до 34,9 млрд рублей. А в июне 2016 года по инициативе корпорации «в связи с инфляционными процессами и изменением курса валют» «цена вопроса» увеличилась еще на 4,3 млрд рублей.

Как следует из официальных пресс-релизов Смольного, за время строительства генподрядчик не раз получал от заказчика авансы (всего на 5 млрд рублей), неотработанная часть которых по состоянию на 14 июля этого года составляет 3,603 млрд рублей. По словам Игоря Албина, несмотря на это, компания привлекла в 2013-2014 годах кредиты на 3,46 млрд рублей. Как считает вице-губернатор, неэффективный финансовый менеджмент привел к проблемам с платежеспособностью компании. Что же касается выполнения работ, то, по данным Смольного, производственная программа генподрядной организации на стадионе в 2016 году составляет 5,5 млрд рублей, фактически же выполнено только на 1,2 млрд рублей, причем собственными силами генподрядчик выполнил работы на сумму всего 295 млн рублей. По мнению Албина, в течение последнего года все требования генподрядчика сводились к трем основным идеям — «мы не успеваем построить стадион в срок», «дайте еще денег» и «не надо нас контролировать». При этом генподрядчик не может объяснить образовавшийся в период до мая 2015 года дефицит по смете в размере 2,5 млрд рублей. Для проведения проверки соответствующие документы были направлены заказчиком в правоохранительные органы. «На основе этих фактов и был сделан вывод о том, что у генподрядчика отсутствует потенциал для своевременного ввода в эксплуатацию стадиона», — заявил Игорь Албин.

В ответ на сайте строительства стадиона «Зенит-Арена» появилось жесткое заявление «Инжтрансстроя-СПб». Строители прокомментировали все пункты заявления администрации Санкт-Петербурга о расторжении контракта с генеральным подрядчиком и еще раз обвинили власти города либо в «пещерной некомпетентности», либо «в манипуляции общественным мнением». По словам представителей генподрядчика, проблемой для строителей является не только дефицит бюджета, но и катастрофический недостаток проектной документации, изза которой невозможно продолжать работы.

Что делать?

В прошлую пятницу стадион посетила комиссия во главе с председателем временной комиссии Совета Федерации по подготовке и проведению ЧМ-2018 Вадимом Тюльпановым. Он побывал на стадионе, провел переговоры с обеими сторонами. Журналистов на эту встречу не пустили. Зато потом, стоя у стен недостроенного стадиона, Тюльпанов прокомментировал все увиденное и услышанное. По его словам, Россия дала определенные гарантии ФИФА по проведению Кубка конфедераций, и если эти гарантии не будут выполнены и стадион в Петербурге не будет построен в срок, то это нанесет удар по имиджу страны. «Я уверен, что, построив стадион на 85% к декабрю, как это в России у нас бывает часто, мы все работы завершим. Но для этого нужно, чтобы и подрядчик, и заказчик сели за стол переговоров и умерили свою гордыню», — заявил он. Вадим Тюльпанов также отметил, что проверки по строительству стадиона в Санкт-Петербурге проводятся постоянно. Однако, по его словам, не стоит сейчас заострять внимание на этом. Выяснить, куда и в каких объемах были потрачены деньги, можно будет и после окончания работ. Но, как признался Вадим Тюльпанов, хотелось бы избежать уголовных дел.

Эксперты, опрошенные «СГ», говорят, что, несмотря на то, что Смольный выдал уведомление о расторжении контракта с генеральным подрядчиком, на самом деле это еще не означает, что контракт будет расторгнут. Так как это довольно длительная процедура. И тут все действительно зависит от того, сумеют договориться стороны между собой или нет.

Между тем на фоне всех скандалов и взаимных обвинений работы на стадионе пока продолжаются в штатном режиме. Ведет их все тот же «Инжтрансстрой-СПб». Более того, формально у компании еще есть 10 дней на устранение выявленных нарушений. Однако в горадминистрации не уверены, что у генподрядчика хватит сил устранить их в такой короткий срок. «Мы на эти 10 дней не смотрим. Город настроен решительно. Конкурсные мероприятия можно будет провести по упрощенной системе, на это потребуется три недели», — рассказали в аппарате Игоря Албина. В Смольном считают, что новый конкурс не сдвинет сроки строительства арены. Независимо от того, кто будет достраивать стадион, Смольный уже дал гарантии ФИФА, что стадион на Крестовском острове будет построен к декабрю 2016 года.


Справочно

Стадион «Зенит-Арена», где пройдут матчи ЧМ-2018, был заложен в западной части Крестовского острова в Санкт-Петербурге в 2007 году. Его проект корректировали трижды: в 2008, 2010 и 2013 годах. Каждый раз стоимость арены увеличивалась с предполагаемых изначально 6,7 млрд до возможных 43,8 млрд рублей.