У кого что болит

Петербургские строители и чиновники обменялись на съезде претензиями

Уходящий год был для петербургских строителей удачным, в Северной столице построено рекордное количество жилья — 3,2 млн кв. м. Однако речь на состоявшемся недавно XVI Съезде строителей Санкт-Петербурга шла, в основном, о проблемах. Причем, как выяснилось, у города и девелоперов они разные.

Ощущение дисбаланса

Главный вопрос, который беспокоит городские власти, — отставание социальной и транспортной инфраструктур, развитие которых не поспевает за строительством жилых домов.

Как отметил врио губернатора Санкт-Петербурга Александр Беглов, сегодня мало построить дома, надо создавать для горожан и комфортную среду. «Жители изменились, требования к жилью тоже повысились, — сказал он. — Они хотят, чтобы рядом был детский сад, школа, поликлиника, магазин, спортивная площадка, парк или водоем, место, где можно посидеть за чашкой чая». Однако пока это плохо получается. Например, в новых кварталах все свободные территории сегодня заняты автомобилями. Врио губернатора считает, что это связано не только с высоким уровнем автомобилизации, но и с ошибками в проектировании. Дисбаланс между темпами строительства жилья и возведением социальной и транспортной инфраструктур в Петербурге в последнее время становится все заметнее. В итоге индекс качества городской среды в Петербурге оценивается сегодня в 181 балл из 300 возможных. С каждым годом в Северной столице строится все больше и больше жилья. Всего, по данным Смольного, до 2024 года в Петербурге будет возведено около 24 млн кв. м. Подсчитано, что для людей, которые будут жить в этих домах, необходимо создать 6,5 тыс. мест в детских садах и 12 тыс. — в школах. Только на строительство этих учреждений требуется порядка 34 млрд рублей, а всего в социальное обеспечение нового жилья необходимо вложить 201 млрд рублей. В Смольном говорят, что самостоятельно город такой объем инфраструктуры не возведет, поэтому рассчитывают на помощь строителей. Александр Беглов даже призвал строителей не быть эгоистами. «Надо уходить от эгоизма застройщика», — считает врио губернатора.

В ожидании поддержки

У застройщиков, однако, свой взгляд на проблемы. Их беспокоят недавние законодательные новации в сфере долевого строительства. Поддержка дольщиков — это хорошо, но кто поддержит строителей? Представители девелоперов сетуют на то, что у Петербурга нет утвержденной программы развития жилищного строительства, а без нее невозможно участвовать в программе «Стимул», которая предусматривает федеральное софинансирование (до 70%) при создании социальных объектов.

Традиционно остро стоит в Петербурге проблема реконструкции зданий, представляющих историческую и культурную ценность. По мнению президента Группы RBI Эдуарда Тиктинского, в центре Петербурга необходимо реконструировать сотни зданий, построенных 150-200 лет назад, иначе через 10-20 лет город может вообще их лишиться. Для сохранения памятников следует разработать программу и опять же обратиться за федеральным софинансированием.

Директор «Союзпетростроя» Лев Каплан предложил обратить внимание на ситуацию со строительным подрядом, по его мнению, эта отрасль сегодня погибает. Причина — в постоянном занижении цены контрактов, которая чуть больше себестоимости. Строители страдают от систематических неплатежей и от того, что заказчики затягивают приемку работ. Директор Ассоциации «Дормост» Кирилл Иванов подтвердил, что в городе практически не осталось крупных компаний, специализирующихся на строительстве мостов, дорог и других инфраструктурных объектов — кто-то ушел из Петербурга, кто-то обанкротился.

Все будет хорошо?

Подводя итоги непростому разговору, вице-губернатор Игорь Албин признал, что петербургский строительный комплекс накануне 2019 года стоит на перепутье между развитием и стагнацией. Точки напряжения возникают на границах Петербурга и Ленинградской области. «Градостроительный комплекс Петербурга давно уже живет в условиях агломерации, но региональные нормативы градостроительного проектирования в Ленинградской области намного мягче, — отметил вице-губернатор. — И эту проблему нам предстоит решать в рамках подготовки нового Генерального плана на период до 2050 года». По мнению Албина, надо «синхронизировать все подходы по региональным нормативам хотя бы на протяжении 50 км в глубину Ленинградской области».

Кроме того, вице-губернатор анонсировал два законопроекта, которые должны быть приняты в ближайшее время. Первый — о реставрации и реконструкции жилого фонда в исторических зданиях. Второй касается реновации застроенных территорий. Говорили на съезде и о проблемах существующей нормативной базы. По словам Игоря Албина, нормотворчество — это ахиллесова пята строительного рынка. Впрочем, завершился съезд на оптимистической ноте. Выступающие говорили о том, что, хотя в отрасли сегодня и много проблем, но строители научились работать в любых условиях.

«Я думаю, все эти трудности тоже победим», — подбодрил девелоперов Александр Беглов.


Кроме того

На съезде строителей Санкт-Петербурга было высказано предложение вернуть городу должность главного художника, которая была упразднена несколько лет назад. Предметом его заботы должен будет стать внешний вид фасадов городских зданий. Не секрет, что сегодня в погоне за квадратными метрами девелоперы мало заботятся о том, чтобы внешний вид новых зданий вписывался в существующую городскую среду. Врио губернатора Александр Беглов посетовал на то, что новостройки Петербурга не имеют своего лица и похожи как две капли воды на новые кварталы в других городах.

Теги: