Почему строительная отрасль отстает в деле внедрения цифровых технологий?
Консалтинговая компания Strategy Partners подготовила федеральное межотраслевое исследование «Индекс готовности российских компаний к цифровой трансформации». В ходе этого исследования было опрошено свыше ста руководителей предприятий, представленных в разных сегментах рынка, в том числе в строительстве. О том, насколько отечественные девелоперы готовы к цифровой трансформации и что мешает внедрению новых технологий, в интервью «Стройгазете» рассказала партнер компании, руководитель практики «Недвижимость и инфраструктура» Елена КИСЕЛЕВА.
«СГ»: Если коротко, что показало ваше исследование в целом?
Елена Киселева: В первую очередь — наличие высокого интереса к теме цифровой трансформации. Так, 48% российских компаний указали на важность этого вопроса, а 87% топ-менеджеров, которые занимаются стратегическим планированием, отмечали необходимость менять текущую бизнес-модель компании в течение ближайших 3-5 лет. Примерно четверть опрошенных признали, что цифровая трансформация является одним из стратегических приоритетов на ближайшие годы. При этом очень многие компании уже экспериментируют с новыми цифровыми технологиями для повышения эффективности своих бизнес-моделей. Создаются базовые ИТ-инфраструктуры и системы. Однако тех, кто реально продвинулся и сумел получить значимый эффект, пока единицы. Большинство находится на ранней стадии цифровой трансформации и в основном ориентировано на операционные аспекты. Более чем в 40% компаний бизнес-процессы вообще не автоматизированы. На данный момент у большинства предприятий нет четкого стратегического видения проведения цифровой трансформации. Инвестиции в цифровизацию тоже очень скромные. У 71% компаний их общий объем не превысил 5%. Специальных центров компетенций по продвижению цифровой трансформации не имеют 66,7% компаний. Только каждая третья компания имеет в штате позицию CDO (директора по цифровым технологиям).
«СГ»: Каков уровень цифровизации у российских строительных компаний?
Е.К.: Строительная индустрия — одна из немногих отраслей, где производительность труда не менялась десятилетиями, новые технологии приживаются здесь с трудом. Поэтому не удивительно, что строительство замыкает список «продвинутых» отраслей по степени цифровизации. Наиболее «цифровизованными» областями в девелоперских компаниях сегодня являются продукт и процессы взаимодействия с клиентами. По данным опроса, предложение более 30% опрошенных компаний включает элементы цифровых решений (например, пакет «умный дом»). Однако лишь 4% имеют относительно высокий уровень цифровизации производственного процесса, здесь наибольшее распространение получили электронный документооборот и облачные решения для коллаборации. Примерно столько же компаний имеют относительно высокий уровень цифровизации корпоративных функций. Среди наиболее популярных решений — автоматизированное планирование, интегрированные системы управления проектами. Но в последнее время ситуация начала меняться, многие строительные компании задумались о том, что без новых технологий эффективно развиваться в эпоху всеобщей цифровизации не получится.
«СГ»: Почему, по-вашему, бизнес в целом отстает в области цифровизации?
Е.К.: Руководители предприятий считают, что цифровую трансформацию сдерживают дефицит кадров, недостаток финансирования и технологических компетенций. Существующие ИТ-службы не могут справиться с задачами цифровой трансформации предприятия, в них нет сотрудников с необходимыми компетенциями. Например, остро не хватает специалистов по машинному обучению. К тому же компании указывают на государство, которое, по их мнению, должно развивать соответствующее образование, поддерживать корпоративные НИОКР и стимулировать создание инновационной экосистемы.
«СГ»: Что больше всего мешает цифровой трансформации стройотрасли?
Е.К.: Согласно результатам нашего опроса — ключевым фактором, сдерживающим цифровизацию в строительстве, является стоимость отдельных решений при высоких рисках недостижения эффекта. Иными словами, низкое доверие к предлагаемым решениям. Пока только 4% респондентов подтверждают, что внедрение цифровых технологий принесло их компании значимый эффект (более 10% роста прибыли). Поэтому многие ждут подтверждения эффективности у «соседа», а потом уже готовы тратить на эти цели собственные деньги. Серьезным барьером является недостаточная цифровизация поставщиков услуг и материалов. Если застройщик пользуется услугами внешнего подрядчика с низким уровнем цифровизации процессов, обеспечить «цифровую стройку» не получится, даже при очень продвинутом уровне цифровизации у самого девелопера.
«СГ»: А зачем, на ваш взгляд, вообще нужна цифровая трансформация?
Е.К.: Первая и самая очевидная причина — цифровая трансформация позволяет повысить операционную эффективность. Например, сократить избыточные затраты на оплату труда за счет роста производительности, повысить скорость реализации проекта, снизить сроки на устранение ошибок, улучшить контроль качества выполняемых подрядчиками работ, более эффективно управлять закупками и т.д. По оценкам экспертов, в результате внедрения цифровых технологий расходы на проектирование могут сократиться на 10-30%, на хранение запасов — на 20-50%, производительность труда — повыситься на 45-55%, точность прогнозирования — на 85%, а сроки реализации проекта — сократиться на 20-50%. Во-вторых, цифровизация позволяет улучшить качество предложения. Современные технологии позволяют организовать эффективный сбор информации о клиенте, а значит — своевременно адаптировать свое предложение под его потребности, повысить узнаваемость своего бренда и продукта для целевой аудитории. Последний актуальный тренд на рынке — использование больших данных для принятия решений о концепции объекта или его расположении.
Ну и третье важное обстоятельство: цифровизация помогает изменить бизнес-модель, если старая начала себя изживать, или создать новый перспективный бизнес в смежных сегментах. Можно владеть меньшим количеством активов, но при этом увеличивать прибыль и стоимость бизнеса, быть более гибким в условиях волатильности рынков. Например, в мире уже появился новый вид цифрового бизнеса — платформы для совместного использования техники и оборудования. Аренда строительной техники только в момент необходимости позволяет сократить капитальные и операционные затраты на содержание парка техники и более эффективно утилизировать его. Хороший пример — Dozr, крупнейшая канадская платформа для совместного использования строительной техники. Ставки прямой аренды на платформе на 40% ниже, чем розничные ставки.
«СГ»: Что нужно сделать, чтобы сподвигнуть строителей на более активное внедрение новых технологий?
Е.К.: У индустрии должны быть, с одной стороны, экономические стимулы, чтобы внедрять новые технологии, с другой — отсутствие регуляторных ограничений для использования отдельных решений. Что касается экономических стимулов, то, на наш взгляд, их сейчас в отрасли достаточно — маржинальность бизнеса снижается, сроки и качество работ становятся критичными. Более чем весомые аргументы, чтобы, как минимум, задуматься о скорейшей цифровизации отдельных процессов и функций, а может и новой бизнес-модели на рынке.
«СГ»: А разве регулятор как-то ограничивает трансформацию? Мне кажется, даже наоборот — всячески содействует. Минстрой России, к примеру, активно «продвигает» BIM, реализует проект «Умный город»…
Е.К.: Да, известно, что ведомством недавно доработана Концепция внедрения в России системы управления жизненным циклом объектов капстроительства с использованием технологий информационного моделирования. В соответствии с ней декларируется масштабное внедрение BIM в стройотрасли с 2023 года. Вместе с тем в мировой практике, где государство добилось значимых успехов во внедрении BIM, реализуются комплексные программы по поддержке развития данного направления, которые включают в себя разработку специальных библиотек, образовательные программы, требования к наличию BIM для реализации строительных проектов в госсекторе, поддержку НИОКР, стимулирование коллаборации по всей строительной цепочке, PR-темы в индустрии и другие. Иными словами, если мы хотим добиться результата, то и роль государства в этом процессе должна быть более активной.
Похожая ситуация и с проектом «Умный город», реализуемым в рамках национального проекта «Жилье и городская среда» и программы «Цифровая экономика». Роль государства в этом вопросе состоит в том, чтобы задать правильные стандарты — что такое «умный город», а что им не является. Однако на сегодняшний день четкого понимания по данному вопросу нет. Как такое понимание появится, это станет ориентиром для бизнеса и регионов. Существенным барьером остается также отсутствие понятных механизмов коммерциализации многих решений для «умного города». Пока этот барьер не будет устранен, активное внедрение новых технологий вряд ли возможно.
«СГ»: Каковы ваши прогнозы по поводу цифровизации строительной отрасли? Что прочно войдет в жизнь строителей в перспективе?
Е.К.: На данный момент активно проникают в жизнь строительных компаний такие технологии, как BIM, IoT (решения для контроля состояния запасов материалов и состояния инфраструктуры зданий, эффективности использования оборудования, передвижения рабочих на площадке), промышленные беспилотные летательные аппараты, позволяющие осуществлять геодезическую и топографическую фотосъемку и контролировать ход выполнения работ, технологии виртуальной реальности в проектировании и для продажи объектов, облачные решения для хранения проектной информации и эффективной коммуникации между участниками проекта. А через 3-5 лет, думаю, мы уже увидим и искусственный интеллект, и строительных роботов, и блокчейн, и технологии дополненной реальности.
Цитата:
Елена Киселева, партнер Strategy Partners, руководитель практики «Недвижимость и инфраструктура»:
«Наиболее «цифровизированной» областью в девелопменте сегодня являются продукт и процессы взаимодействия с клиентами (налажено у 30% компаний). При этом высокий уровень цифровизации производственного процесса наблюдается лишь у 4%»
Справочно:
Компания Strategy Partners (входит в экосистему Сбербанка) работает на рынке с 1994 года. Входит в топ-3 стратегических консультантов российского рынка (по версии Forbes). Является партнером Всемирного экономического форума (WEF) в рамках Программы по международной конкурентоспособности стран.
Номер публикации: №37 от 20.09.2019