Строить или летать?

Shutterstock
Правила определения границ приаэродромных территорий могут быть пересмотрены

Наиболее перспективные с точки зрения жилищной застройки территории Иркутска оказались в приаэродромной санитарной зоне, где фактически ничего нельзя строить. Учитывая, что эта проблема затрагивает не только один сибирский город-миллионник, но и большинство других областных столиц в стране, назревает необходимость изменения соответствующего федерального законодательства.

Согласно Воздушному кодексу (ВК) РФ от 2017 года, аэродромы обязаны зонировать прилегающую территорию, в результате чего строительство любого объекта, невзирая на этажность и назначение, должно быть согласовано с владельцем аэродрома и Роспотребнадзором. Всего должно быть семь зон приаэродромной территории (ПАТ), из которых в последней строить жилье и объекты соцкультбыта просто запрещено. Причина — шум от идущих на взлет или посадку самолетов может повредить жителям. Установить ПАТ для всех аэродромов в регионах было необходимо еще к началу 2018 года. Однако на данный момент границы определили не более 10% воздушных гаваней из 200 существующих в стране.

В Иркутской области проект определения ПАТ начали готовить в 2019 году. С одной стороны, законодательные требования постоянно менялись, с другой — транспортная прокуратура рекомендовала ускориться, чтобы не сорвать сроки реализации федерального закона. В итоге к концу марта 2021 года проект начал проходить стадию постановки на кадастровый учет. И вот тогда-то на слушаниях в Городской думе Иркутска и выяснилось, что 56% города и 12 муниципальных образований области попадают в «злополучную» седьмую зону, где нельзя вести строительство. Причем два наиболее перспективных с точки зрения застройки городских округа — Октябрьский и Прибрежный — также оказываются в ПАТ. Как предупредил руководитель градостроительного комитета иркутской мэрии Евгений Харитонов, «с постановкой проекта зонирования на кадастровый учет власти уже не смогут выдавать разрешения на строительство и ввод в пределах ПАТ». В результате городская администрация решила дождаться планового визита руководителя Росавиации Александра Нерадько в регион, а также обратилась к губернатору области с просьбой ускорить строительство нового аэропорта за пределами Иркутска.

Приезд главы Росавиации оказался результативным: в регионе сразу же создали рабочую группу по вопросу формирования ПАТ, куда вошли не только представители городской и областной исполнительной и законодательной власти, но и специалисты Роспотребнадзора, Росавиации и владельцы аэропортов. «Седьмая подзона ПАТ устанавливается Роспотребнадзором из соображений санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Это защита от шумового воздействия, электромагнитного излучения и выбросов вредных веществ от двигателей воздушных судов. Сложности с ее установкой есть не только в Иркутске, поэтому в ближайшее время будут внесены изменения в законодательство. Одно из них — участие органов местной власти в формировании седьмой подзоны и переходный период», — подчеркнул Александр Нерадько. Кстати, в схожей с Иркутском ситуации уже оказались Барнаул и Екатеринбург, где ПАТ также «накрыла» большую часть города.

Поэтому поправки в ВК РФ и единую методику установления границ ПАТ по всей стране сейчас оперативно готовит Роспотребнадзор. Предложения должны быть готовы к 1 июня.

Кроме того:

На совещании с участием главы Росавиации обсуждался и вопрос переноса аэропорта Иркутска за черту города. Александр Нерадько сообщил, что его строительство может быть включено в перечень проектов транспортной инфраструктуры на 2025-2030 годы. По оценкам экспертов, строительство нового аэродрома, в состав которого войдут взлетно-посадочная полоса, рулежные дорожки, места стоянок воздушных судов, очистные сооружения, оценивается в 53 млрд рублей, из которых 20 млрд, согласно условиям государственно-частного партнерства, составят внебюджетные инвестиции