Стратегическое настроение

Стратегическое настроение

Профессиональное сообщество предложило свои меры по развитию стройотрасли

21 июня в Казани прошло совместное совещание Российского союза строителей (РСС), Национального объединения строителей (НОСТРОЙ) и Комитета Торгово-промышленной палаты (ТПП) РФ по предпринимательству в сфере строительства, посвященное разработке «Стратегии развития строительной отрасли РФ до 2030 года». Открывая совещание, президент РСС Владимир Яковлев напомнил, что в мае этого года Союз, НОСТРОЙ и ТПП РФ договорились объединить усилия в поиске решений отраслевых проблем и создать для этого специальный координационный совет. Говоря о текущей ситуации в отрасли, Яковлев отметил, что «дела по вводу новых жилых площадей не такие уж прекрасные». Как известно, в прошлом году в РФ было введено более 75 млн «квадратов» жилья, хотя планировалось ввести 86 млн кв. метров. В этом году за четыре месяца темпы ввода снизились на 3%, и, скорее всего, по итогам года в эксплуатацию сдадут те же 75 млн кв. метров, что ниже целевых показателей, заложенных в национальном проекте «Жилье и городская среда».

Вице-президент РСС и член совета Национального объединения проектировщиков и изыскателей (НОПРИЗ) Анвар Шамузафаров причину этого видит в «инерционном сценарии» развития, который не позволяет российским строителям выйти за пределы ежегодного ввода в 75-90 млн кв. метров. Как раз иным — инновационным — сценарием и должна стать разрабатываемая «Стратегия развития строительной отрасли до 2030 года», призванная создать условия для долгосрочного бизнес-планирования, прежде всего в вопросах инвестиций.

«Сейчас многие проблемы отрасли упираются в то, что бизнес не видит перспективы, — заявил президент НОСТРОЙ Антон Глушков. — Чаще всего дело сводится к месячному режиму планирования, авансовым платежам и выплате зарплаты, а долгосрочных и четких планов инвестиций нет. «Стратегия» не должна стать очередным нормативным документом, она должна изменить эту ситуацию, помочь строителям планировать свою работу на длительный срок вперед». Антон Глушков напомнил, что для разработки документа выбран нетривиальный механизм — через работу проектных команд, которые регулярно в ходе стратегических сессий формируют и обсуждают цели верхнего уровня. «Этот подход дает результат, — считает он. — Особенно важно, что к работе, помимо профильных государственных ведомств, привлечен широкий круг экспертов, аналитиков, представителей национальных объединений, научного сообщества и академических кругов». По словам главы НОСТРОЙ, уже в августе должны быть сформированы основные тезисы «Стратегии», с которыми начнут работать заинтересованные федеральные органы исполнительной власти. Полностью формирование документа планируется завершить в октябре.

О ходе текущей работы над «Стратегией» рассказал директор департамента нормативного и методического обеспечения НОСТРОЙ Александр Мешалов. По его словам, проектным командам удалось обозначить контуры понятийного аппарата, который будет использован в документе, и наметить целевые показатели отраслевого развития. Так, например, на современном этапе строительную отрасль предложено понимать как «комплекс организаций и предприятий, осуществляющих создание и улучшение зданий и сооружений для формирования комфортной и безопасной среды жизни и деятельности людей». Для достижения целей отраслевого развития разработчики считают необходимым изменить понимание роли института государственного заказа в строительстве и самого подхода к организации закупок. «Государственные закупки в строительстве нужно рассматривать не просто как хозяйственную деятельность, но как инструмент стимулирования развития отрасли», — подчеркнул Мешалов.

По итогам совещания была принята резолюция. В частности, участники мероприятия обратили внимание на то, что для выполнения нацпроекта «Жилье и городская среда» в установленных президентом РФ объемах необходимо принять дополнительные меры законодательного, организационного и финансового характера. С учетом предстоящего с 1 июля изменения системы финансирования жилищного строительства скорректировать целевые показатели по вводу жилья в нацпроекте «Жилье и городская среда». В частности, увеличить целевой показатель по вводу жилья, построенного населением, до 50-60% от общего объема ввода жилья. При этом в целях увеличения объемов ввода жилья, построенного населением, распространить опыт выделения земель в размере 1 гектара в Дальневосточном федеральном округе на Сибирский федеральный округ. В целом по стране необходимо разработать и принять меры, направленные на развитие рынка земли и упрощение процедуры ее предоставления под индивидуальное жилищное строительство (ИЖС). Предлагается также расширить возможности использования ипотечного кредитования ИЖС и обеспечить подготовку дорожной инфраструктуры за счет бюджетов различного уровня.

Помимо прочего, по мнению профсообщества, надо к 2030 году расширить территории под застройку до 6,5 млн гектаров, обратив особое внимание на развитие пригородных и агломерационных зон расселения и создание систем транспортной и инженерной инфраструктуры. Участники совещания отметили также, что постоянное внесение изменений и дополнений в законодательную базу о долевом строительстве затрудняет процессы планирования и реализации инвестиционно-строительной деятельности, тормозит выполнение задач, поставленных, в том числе, и нацпроектом. Поэтому они предложили установить мораторий на предъявление новых требований к застройщикам, реализующим проекты жилищного строительства. Мораторий должен действовать в течение двух лет с момента установления тех или иных положений в законодательстве. Участники совещания призвали также исключить практику подготовки важнейших для строительной отрасли нормативно-правовых актов без прохождения установленных законом процедур, в том числе без широкого обсуждения с профессиональным строительным сообществом. Со своей стороны координационный совет, созданный РСС, НОСТРОЙ и ТПП РФ, решил организовать мониторинг практики перехода на проектное финансирование жилищного строительства в регионах. Результаты этого анализа и предложения будут направляться в правительство РФ и в Минстрой России.


Цитата:

Президент НОСТРОЙ Антон Глушков:

Screenshot_1.png

«На данный момент сложившаяся ситуация с переходом на новую модель финансирования не устраивает ни власти, ни бизнес. По последним данным, в стране строится 10 тысяч многоквартирных домов. При этом только по 1300 проектам застройщики подали заявки на проектное финансирование, то есть лишь 13%. А остатки на эскроу-счетах составляют всего 10 млрд рублей»


Кроме того:

В ходе совещания в Казани президент НОСТРОЙ Антон Глушков сообщил, что нацобъединение направило в аппарат вице-премьера РФ Виталия Мутко предложение по поводу срока, к которому застройщики жилья должны подать в соответствующие органы власти заявления о строительной готовности объектов. Напомним, 30-процентная строительная готовность дома является одним из главных условий, позволяющих застройщикам после 1 июля 2019 года работать на рынке по старым правилам, то есть без эскроу-счетов и проектного финансирования. Однако, по словам Антона Глушкова, в соответствующем постановлении правительства не было установлено «отсекающего срока», к которому застройщики должны подать заявление о подтверждении стройготовности. Эту неточность сейчас предстоит устранить: власти предлагают установить срок 1 октября текущего года, а НОСТРОЙ — 1 января 2020 года. В нацобъединении эту дату считают более обоснованной. «Если девелопер получил разрешение на строительства 1 июля 2018 года, то 30-процентной готовности, а обычно это коробка здания, многоквартирный дом достигает через 1,5 года», — пояснил Антон Глушков. Он добавил, что «есть надежда, что власти прислушаются к этому мнению, особенно учитывая, что на днях Виталий Мутко официально рекомендовал профильным министерствам при разработке нормативных актов учитывать мнение представителей НОСТРОЙ».

Теги: