Спор столиц между собою

Спор столиц между собою

В этом году Россию на выставке MIPIM представляли Москва и Петербург

Если говорить о цифрах, то на Международной выставке недвижимости в Каннах (MIPIM) Россия была представлена скромнее обычного. Зарегистрировались всего 553 участника, что на 21% меньше, чем в прошлом году. Федеральных чиновников на выставке видно не было — выборы. Впрочем, как считают эксперты, свою роль сыграли не только политические факторы, но и меняющиеся правила игры на отечественном рынке. «Российских участников на выставке MIPIM было довольно мало, очевидно, сказывается неопределенность в связи с новым законом о ДДУ, который вступит в силу 1 июля», — считает председатель Экспертного совета по редевелопменту при Российской гильдии управляющих и девелоперов Денис Колокольников.

В этом году свой инвестиционный потенциал представили только два региона — Москва и Петербург, главные города страны, на которые приходится более 90% всех инвестиций в российскую недвижимость, которым и пришлось отрабатывать за всех. Конечно, по объему представленных проектов и числу деловых встреч лидировала Москва, но и петербургские проекты посетители вниманием не обошли.

Как рассказывает участник выставки Вартан Погосян, директор по маркетингу компании Glorax Development (СПб), несмотря на общее охлаждение отношений с западными странами, интерес инвесторов к России сохраняется. «Обсуждаемые в рамках деловой программы на петербургском стенде вопросы и презентованные городом инициативы свидетельствуют о том, что Петербург как российский регион для инвестиций составляет конкуренцию Москве, — считает Погосян. — За последние годы город сделал качественный рывок в развитии, но при этом смог сохранить свое лицо. Это отметили как российские, так и зарубежные специалисты».

На выставке компания показала масштабные проекты Ligоvsky City и Golden City, реализуемый на намывных территориях Васильевского острова.

Столичный стенд представляли главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов и заместитель руководителя Департамента градостроительной политики города Москвы Надежда Караванова. Москвичи сделали акцент на создании новых общественных пространств, объектов спортивной инфраструктуры нового поколения, строительство дорог, редевелопмент бывших промышленных зон и, конечно, на программе реновации. Представляли московские проекты с помощью интерактивного мобильного комплекса, который с помощью технологии «тач-скрин» может выводить информацию на большой экран.

Как отмечает директор по маркетингу компании MR Group Евгения Старкова, общественные пространства стали одной из ключевых тем российского присутствия на выставке. «Они рассматриваются как драйвер развития города, создания благоприятной среды как для жителей, так и для туристов, — говорит Старкова. — При этом прослеживаются два вектора: центр Москвы меняет свою функцию и становится неким пространством для отдыха, а окраины Москвы обретают многофункциональность, превращаясь в полноценные районы с комфортным жильем, рабочими местами, благоустроенными территориями».

Два московских объекта вошли в шорт-лист премии MIPIM Awards 2018: «Лужники» (номинация «Лучший восстановленный объект») и парк «Зарядье» («Лучший проект урбанистической регенерации»). Однако награды достались не нам: в категории «Лучший проект городской регенерации» победил миланский квартал Porta Nuova, ставший примером редевелопмента исторического центра города. А в номинации «Лучший восстановленный объект» выиграло здание порта Антверпена (Бельгия). Автором проекта реконструкции была лауреат Притцкеровской премии Заха Хадид. Всего в конкурсе приняли участие 227 объектов из 55 стран.

Что касается практических итогов MIPIM, то участники говорят о них осторожно, хотя бы потому, что «деньги любят тишину», но некоторые подробности все же стали известны. «MIPIM был и остается идеальной площадкой для переговоров, встреч и налаживания взаимовыгодного партнерства с европейскими компаниями, — говорит президент ГК «Основа» Александр Ручьев. — В этом году мы в Каннах подписали соглашение со швейцарской компанией Schindler о поставке лифтового оборудования и систем для «умного дома» для наших проектов и договорились о сотрудничестве с французским технопарком «София-Антиполис». Есть еще перспективные договоренности, но анонсировать я их пока не буду. О чем все это говорит? Деловой потенциал у выставки огромен, просто его надо правильно использовать».


Мнение специалиста

Управляющий партнер Savills в России Дмитрий Халин:
«MIPIM 2018 года показал, что эта международная выставка остается актуальной площадкой, куда стремятся в поисках инвестиций компании и даже целые страны. По составу экспозиции, представительству участников можно безошибочно определить, какие основные регионы нацелены на конструктивную работу с инвесторами и где максимум интересных проектов готовы к встрече с этими инвесторами. Если говорить о темах, которые обсуждались на MIPIM, то, как и в прошлом году, достаточно большое внимание уделялось цифровой экономике. Говорили о том, как эффективное проектирование на основе биомоделей позволяет повысить эффективность и строительства, и эксплуатации зданий; о том, какую роль будут играть в ближайшее время на рынке недвижимости большие данные; о том, какие новые технологии появятся, в том числе, и в сфере риэлторской деятельности. Здесь мы на одной волне с нашими зарубежными коллегами. Из интересных тем, которые пока не поднимаются представителями России, но очень широко обсуждается представителями зарубежных девелоперских и строительных компаний, инвестиционных структур — это, прежде всего, вопросы зеленых зданий. В мире это давно не тренд, а реальная обыденность. Меня поразила одна дискуссия, на которой ведущие специалисты и аналитики, представители министерств экономики европейских стран всерьез обсуждали, что одна из задач девелопмента — то, чтобы люди чувствовали себя счастливее. Наверно, это тот новый подход к девелопменту, который будет доминировать в зарубежной практике в ближайшее время: создавать такой девелопмент, который бы делал людей счастливее».


Цитата в тему

Директор департамента корпоративных и внешних связей «НДВ-Супермаркет недвижимость» Вероника Чайкина:
«В этом году участникам удалось продуктивно поработать — состоялись закрытые деловые мероприятия с очень качественной аудиторией. Отмечен интерес к недвижимости со стороны частных инвесторов, что актуально и для Запада, и для бывших стран СНГ… Есть инвесторы, которые понимают работу бизнеса в России и не бояться вкладывать деньги в нашу недвижимость»


Справочно

В 2018 году на MIPIM приехали более 24 тыс. участников из 100 стран мира. Было представлено свыше 3,1 тыс. компаний.