Сложности «упрощенки»

Сложности «упрощенки»

Shutterstock
Дума рассмотрит поправки в статью 251 Налогового кодекса

Предложение Национального объединения строителей (НОСТРОЙ) об отнесении средств, размещенных на счетах эскроу, к средствам целевого финансирования застройщиков, будут внесены в Госдуму. Соответствующий законопроект прошел процедуру оценки регулирующего воздействия (ОРВ) и получил положительные отзывы предпринимательского и экспертного сообщества. Инициатива была также поддержана Минфином России.

Напомним, что с переходом с 1 июля 2019 года на механизм привлечения денег дольщиков через счета эскроу, открытые в уполномоченных банках, изменился и порядок расчетов застройщиков с участниками долевого строительства, а также правила контроля за целевым расходованием таких средств. Средства дольщиков и инвесторов, аккумулированные на счетах организации-застройщика, относятся к целевому финансированию и, согласно положениям статьи 251 Налогового кодекса РФ, не подлежат налогообложению. Однако деньги, размещенные на счетах эскроу, в течение двух-трех лет, пока идет стройка, остаются недоступными для застройщика и перечисляются ему целиком по окончании строительства.

Так как данные доходы подлежат признанию единовременно, кассовым методом — в момент раскрытия эскроу, на расчетный счет застройщика одним платежом переводится вся сумма, накопленная на счетах эскроу. Она, как правило, значительно превышает сумму в 150 млн рублей, которая служит одним из основных критериев для применения организацией упрощенной системы налогообложения (УСН). В этом случае застройщик перестает соответствовать критериям работы в одном из распространенных на рынке спецрежимов, что в корне меняет финансовую модель деятельности компании, хотя у нее не меняются ни объемы работ, ни реальные доходы от продажи квартир. Для того чтобы устранить возникшую коллизию и требуется внести изменения в НК.


В связи с этим НОСТРОЙ еще в октябре прошлого года вынес данный вопрос для обсуждения на площадке правительства РФ. По результатам совещания у курировавшего в то время отрасль вице-премьера Виталия Мутко было издано соответствующее поручение о проработке инициативы нацобъединения. НОСТРОЙ, в свою очередь, направил консолидированные предложения профессионального и предпринимательского сообщества по урегулированию создавшейся коллизии законодательства в Министерство финансов РФ.

В мае текущего года Минфином был подготовлен проект федерального закона «О внесении изменений в статью 251 второй части Налогового кодекса РФ в части отнесения средств участников долевого строительства, аккумулированных на счетах эскроу, к средствам целевого финансирования». В соответствии с этим документом, предлагается отнести к средствам целевого финансирования, которые не учитываются при определении налоговой базы, имущество «в виде аккумулированных на счетах организации-застройщика либо на счетах эскроу средств участников долевого строительства и (или) инвесторов». В случае, если средства участников долевого строительства аккумулируются на счетах эскроу, то расходы организации застройщика, которые должны быть в дальнейшем возмещены за счет указанных средств, учитываются раздельно как произведенные в рамках целевого финансирования.

Недавно по указанному проекту Министерством экономического развития РФ была проведена оценка регулирующего воздействия, на основе которой делается вывод о об обоснованности решения проблемы способом, предложенным в законопроекте. Пока документ находится в правительстве России. Ожидается, что он будет внесен на рассмотрение депутатов Госдумы уже этой осенью. НОСТРОЙ уже направил письмо на имя председателя комитета ГД РФ по транспорту и строительству Евгения Москвичева с просьбой поддержать проект федерального закона и по возможности принять его в короткие сроки. По мнению профсообщества, это станет действенной мерой поддержки строительной отрасти, в том числе в условиях экономического спада в результате пандемии.

Справочно:

В настоящее время применять УСН разрешается тем стройкомпаниям, чьи доходы не превышают 150 млн рублей в год, а среднесписочная численность работников составляет не более 100 человек.

Цитата в тему:

Из заключения оценки регулирующего воздействия (ID проекта 02/04/1219/00097838):

«Проект акта подготовлен во исполнение поручений Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2019 г. №ВМ-П13-10191 и от 27 февраля 2020 г. №ММ-П13-1269. <…> На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, Минэкономразвития России сделан вывод о достаточном обосновании решения проблемы способом, предложенным проектом акта, а также об отсутствии в проекте акта положений, которые вводят избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности или способствуют их введению, а также способствуют возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности или способствуют возникновению необоснованных расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации»