На Втором крупнейшем фестивале для профессиональных строителей и дизайнеров Knauf Build Fest 2024 прошла сессия, озаглавленная в программе «Ожидания экспертов строительного рынка на 2025 год. Опять сложности или новые возможности?». Участники из «Лемана ПРО», «Авито», руководители строительных компаний обсудили современное состояние рынка многоэтажного и малоэтажного строительства, ипотеку и счета эскроу, сделали свои прогнозы на будущее и рассказали, как быть успешным. Модерировала сессию руководитель торгового маркетинга Московской сбытовой дирекции КНАУФ Оксана Голобородько.
Дорого, но хорошо и быстро
По мнению директора категории «Стройка» «Лемана ПРО» Евгения Вичёрки, 2025 год – это год возможностей с определенным набором ограничений. Главная негативная характеристика – дефицит рабочих. Он есть сейчас, и он точно останется в 2025 году. При этом число собственников квартир, которые готовы выполнить какой-то ремонт своими руками, также будет сокращаться, а значит спрос на рынке частного заказчика будет расти. Мультипликатором роста может стать большой объем готового и еще строящегося жилья, которое только ждет своего покупателя. По оценке эксперта, до 40% жилья продается без отделки. Также будут расти и цены на строительные материалы. Причины: дорогая логистика, импортные компоненты, запчасти и оборудование. Поэтому консенсус на 2025 год – «важно, чтобы рабочие могли сделать ремонт быстро и качественно», чтобы мастера могли перейти на следующий объект, а клиент получил за свои деньги лучший результат и не имел претензий.
Какое решение может быть у этой задачи? – «Это строительные системы, которые позволяют очень быстро выполнять работы с гарантированным уровнем качества. Мы это также будем реализовывать у себя на полках», — поделился Евгений Вичёрка. — «Строительные системы, готовые к применению товары, комплексные технологичные решения со всеми комплектующими и инструментом».
Здоровье и знания
Руководитель строительно-девелоперской компании Ivashchenko Марк Иващенко воздержался от прогнозов на 2025 год. Самая выгодная стратегия, по его мнению — консерватизм: то есть стоит делать только то, что наверняка принесет результат. И тут главное – это забота о собственном здоровье и здоровье близких людей. А еще нужно обратить внимание на образование. «Это инвестиция, которая всегда будет с вами. Например, у ребят в КНАУФ есть учебный центр», — отметил эксперт.
Ипотека, которой нет, и крупные игроки на рынке ИЖС
Антагонистом оптимистов из «Лемана ПРО» выступил руководитель проектов развития выставки «Малоэтажная страна» Андрей Антипин. По его мнению, после внедрения эскроу-счетов на рынке индивидуального жилищного строительства (ИЖС) сложилась ситуация, когда отдельно взятой компании строить на собственные деньги невыгодно, а привлечь заемные средства эта компания не может, потому что у нее нет активов для залога.
«Среди всех компаний, действующих на рынке ИЖС, число компаний, которые в состоянии обеспечить заемные денежные средства залогом, который есть в их активах, в лучшем случае процентов пять», — считает Андрей Антипин. — На рынке копится огромный нереализованный спрос, нет такого количества строительных компаний, которые способны удовлетворить его с учетом всех вводных, которые нам предложило государство сейчас – “пружина сжимается”. И вот: Добро пожаловать на рынок, крупные игроки типа Сбер-ИЖС, Яндекс-ИЖС, Вайлдберрис-ИЖС, которые способны обеспечить своими активами привлеченные денежные средства и горизонт планированию у которых 10-20, а то и 30 лет», — «пофантазировал» эксперт, — «и все независимые строительные компании превращаются в подрядчиков больших игроков, обеспечивая их контрактные обязательства».
По его мнению, ипотека на рынке ИЖС превратилась в настоящее время в подобие «кота Шредингера», она как бы есть, но получить ее невозможно, так как это невыгодно ни банкам, ни строительным компаниям.
При этом прогноз Андрея Антипина почти совпал с оптимистичным мнением Евгения Вичёрки из «Лемана ПРО»: «Мы идем в сторону индустриализации: строить нужно быстрее, строить нужно лучше, но с приходом крупных игроков мы, к сожалению, рискуем получить повсеместно усредненную “так себе квартиру” только на земле».
Видеоролики для клиентов
Представитель компании «Авито» Иван Франчук считает, что спрос на строительные услуги будет расти и будет расти семимильными шагами, но строителям стоит учитывать резкое изменение профиля клиента: условного «крепкого хозяйственника» сменил сейчас молодой человек, живущий в цифровом мире. Взаимодействие с клиентом должно выстраиваться на его языке, больше нельзя уповать только на сарафанное радио. Для клиента важен личный бренд, общение без посредников онлайн и видеомаркетинг.