Рост и болезни

Как преодолеть нехватку социальной инфраструктуры

В последнее время регионы стали активнее использовать для финансирования «социального строительства» комбинированные механизмы государственно-частного партнерства, в том числе заключая с предпринимателями концессионные соглашения. К сожалению, этот инструмент имеет и минусы: ведь в этом случае некоммерческие сооружения становятся объектом частных инвестиций, которые предполагают гарантированный возврат вложений с хорошей прибылью, а гарантом становится бюджет. Вместе с тем, при должном контроле концессия — эффективный инструмент финансирования с хорошим потенциалом.

Комплексный подход

Возьмем, к примеру, Новосибирскую область, где финансовое бремя строительства социнфраструктуры лежит преимущественно на бюджете; используются и механизмы ГЧП. Сегодня в столица региона одновременно строится 85 соцобъектов, из которых 61 планируется ввести до конца этого года. По оценке министра строительства Новосибирской области Ивана Шмидта, это «беспрецедентно много». Но их все равно не хватает.

Как борются с этой проблемой в регионе, какие шаги делают и планируют делать? Официальная позиция региональной власти заключается в том, что ключевой способ преодоления дефицита социальных объектов в новых районах — отдавать предпочтение не точечной, а комплексной застройке. Что позволяет обеспечить должную градостроительную проработку территории, предотвращая возникновение дефицита еще на стадии формирования земельных участков. «В этом году 20 детсадов и 4 школы у нас вводятся именно на площадках комплексной застройки», — подчеркивает Иван Шмидт.

А для преодоления дефицита социнфраструктуры в сложившихся районах, по оценке главы министерства, нужно скорректировать старые нормативы, по которым возводились эти районы, поскольку они уже не отвечают современным требованиям. Для решения данного вопроса при поддержке губернатора Новосибирской области на федеральном уровне создана рабочая группа. Подготовлен пакет изменений в нормативную документацию — в части регламентирования размеров земельных участков, этажности возводимых сооружений, обновления санитарных, противопожарных норм. Предполагается, что введение данных изменений должно облегчить и упростить размещение новых и реконструкцию имеющихся объектов социальной инфраструктуры в районах сложившейся застройки. «Предложенный нами пакет изменений уже предварительно рассмотрен в Москве, и мы надеемся, что Минстроем России будут приняты соответствующие решения», — сообщил Иван Шмидт.

Выгодно всем

Также для обеспечения города и области социальной инфраструктурой региональной власти удалось наладить сотрудничество с бизнесом к обоюдной выгоде сторон. «Застройщики помогают нам, финансируя разработку проектной документации, устройство инженерных коммуникаций, подготовку площадок», — говорит Иван Шмидт. Готовая проектная документация включается в реестр проектов повторного применения Минстроя РФ. Это и проекты небольших детсадов на 160 мест, и крупных школ на 1100 мест. Экономя бюджетные средства, новосибирскими типовыми проектами уже пользуются строители не только в области, но и во многих других регионах страны.

Государственный источник

Вместе с тем, крайне важным в деле обеспечения региона объектами социнфраструктуры остается федеральное финансирование. «В данном направлении мы работаем по программам Министерства образования и Минстроя, — уточнил Иван Шмидт. — Это два основных централизованных источника средств, из которых наш регион привлекает деньги на «социалку» в соотношении 78/22 (78% — федеральные деньги, 22% — областные)».

При этом никто не отказывается от комбинированных, часто используемых в регионе схем, когда застройщики оплачивают проектирование социнфраструктуры и подведение к объектам инженерных сетей, оказывают «шефскую» поддержку таким объектам на этапе эксплуатации и т. д.

Фактор выбора

По мнению застройщиков, планирование и финансирование размещения объектов социнфраструктуры в Новосибирске и области отлажено в целом нормально, но есть недостаток: не всегда при планировании обеспечиваются коридоры для подведения инженерных сетей к объектам. А с точки зрения геподрядчиков, пора, наконец, преодолеть проблему демпинга при оценке сметной стоимости и при выборе компаний для строительства бюджетных объектов. Помимо устаревших сметных нормативов, способствующих занижению цены, сейчас и конкурсные процедуры ориентированы, главным образом, на поиск «самых дешевых» исполнителей, и госэкспертиза при анализе проектов нацелена на максимальное удешевление сметы. В итоге достигнутая экономия сводится к нулю брошенными либо выполненными с чудовищным качеством бюджетными объектами — потому что их порой действительно невозможно достроить в рамках имеющихся правил игры.

Выход здесь — в актуализации сметно-нормативной базы и внесении изменений в 44-ФЗ и 223-ФЗ, чтобы не заниженная цена, а квалификация и реальные ресурсы компании стали главным фактором в форме выбора подрядчиков на объекты.

61 из 85 строящихся сейчас в Новосибирске соцобъектов будет сдано в эксплуатацию к концу года


Теги: