Реализация страдает

Фото: p3operator.ru

Дальнейшее развитие концессионных отношений в ЖКХ требует кардинального улучшения институциональных условий

В Москве 24 октября прошел Общероссийский форум «Частные операторы коммунальной инфраструктуры». Эксперты и инвесторы, работающие в сфере ЖКХ, представители Минстроя и общественных организаций проанализировали практику реализации концессионных соглашений в коммунальной сфере.

Если судить по статистическим данным, процессы концессионирования в ЖКХ развиваются быстрыми темпами. Как сообщила в своем выступлении на форуме директор департамента ЖКХ Минстроя Оксана Демченко, в 2015 году и I полугодии 2016 года заключено порядка 540 концессионных соглашений. И хотя темпы инвестирования в экономику, в целом, снижаются, в ЖКХ, наоборот, привлекается все больше средств. Так, в 2015 году в рамках концессии было привлечено 70,9 млрд рублей против 7,2 млрд в 2014 году.

Как заявила Оксана Демченко, Минстрой намерен в дальнейшем стимулировать регионы с тем, чтобы они активнее работали над привлечением средств в модернизацию коммунальных объектов. В этих целях будет разработан перечень показателей, позволяющий оценить активность этой деятельности субъектов федерации. «Мы будем от этой методики отталкиваться и затем ставить перед регионами задачи», — сказала Демченко.

Представитель Минстроя подтвердила планы по введению запрета на использование с 2018 года в ЖКХ такой формы, как унитарные предприятия. Но при этом стоит задача сохранить публичную собственность на объекты жизнеобеспечения, а также создать альтернативную форму публично-правовой собственности, которая бы позволяла регионам решать задачу управления этими объектами в тех случаях, когда по объективным причинам привлечь частного инвестора не удалось.

В завершении своего выступления Оксана Демченко сообщила, что на недавнем совещании по ЖКХ у вице-премьера Дмитрия Козака последний поддержал необходимость введения прямых договоров между РСО и потребителями их услуг в «коммуналке». «Сейчас проблема задолженности в ЖКХ выходит на первый план и мешает привлечению частных инвестиций в отрасль, введение прямых договоров поможет ее решить», — считает Демченко.

Первый заместитель генерального директора УК «Лидер» Юрий Сизов отметил успехи в деле создания нового законодательства в концессионной сфере в отношении коммунальных проектов. С точки зрения правового регулирования, отрасль эта достаточно продвинутая. Однако на уровне институциональной среды, которая включает в себя правоприменительную практику, надзор, экономические условия в регионах, компетенции заказчиков и многое другое, возникают проблемы.

Гендиректор «РКС» Павел Курзаев считает, что для развития рынка инвестиций в коммунальную инфраструктуру необходимо законодательно предусмотреть для концессионеров переходный период, в течение которого действуют своеобразные каникулы на различные проверки, штрафы и иные санкции. Ведь проблемы в ЖКХ накапливались десятилетиями, и концессионер не способен быстро решить их. В частности, с концессионера не следует взыскивать и налагать санкции за те долги, которые были накоплены взятым в концессию предприятием до момента начала действия концессионного соглашения. А такие случаи, к сожалению, есть. Такое «неровное» отношение проверяющих органов к концессионерам серьезно затрудняет работу инвесторов, снижает их интерес к проектам.

В результате, как рассказал председатель правления Центра развития ГЧП Павел Селезнёв, каждый третий проект, который прошел концессионный конкурс, не переходит в стадию коммерческого закрытия, и это очень серьезный сигнал, свидетельствующий об определенном неблагополучии. Исполнительный директор Национальной ассоциации концессионеров и долгосрочных инвесторов в инфраструктуру (НАКДИ) Светлана Бик подтвердила, что значительная часть заключенных концессионных соглашений не доходит до реализации. «Нужно очень критично относиться к той статистике, которая есть по концессиям. Одно дело — взять на себя обязательства и совершенно иное — их потом исполнить. И если присмотреться к общим радужным цифрам внимательнее, то ситуация выглядит совершено по-другому», — подчеркнула эксперт.


Справочно:

По данным Центра развития ГЧП, в ЖКХ сегодня реализуется 859 проектов на условиях государственно-частного партнерства (ГЧП). Объем частных инвестиций, привлеченных в рамках этих проектов, составляет 116,35 млрд рублей. Средний объем инвестиций в один проект — 155 млн рублей. В сфере водоснабжения и водоотведения реализуются 348 проектов с объемом инвестиций 78,8 млрд рублей, в сфере теплоснабжения — 456 проектов с объемом инвестиций 29,8 млрд руб.


Цитата в тему

22 ОКТЯБРЯ 2016 ГОДА МИНЭКОНОМРАЗВИТИЯ РОССИИ ОПУБЛИКОВАЛ ПРОЕКТ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «Об утверждении порядка проведения мониторинга заключения и реализации заключенных концессионных соглашений» для общественных обсуждений, которые продлятся до 5 ноября 2016 года