В Санкт-Петербурге пройдет XIX Всероссийский съезд саморегулируемых организаций (СРО) в строительстве. Планируется, что участие в нем примут более 300 делегатов со всех уголков страны. Члены СРО подведут итоги работы Национального объединения строителей (НОСТРОЙ) и обсудят перспективы развития системы саморегулирования в строительстве. А накануне, 10 сентября, на «круглых столах», организованных нацобъединением, СРО, строители и представители Минстроя России, профессиональных и общественных объединений, банковского сообщества, образовательных учреждений обсудят актуальные вопросы строительной отрасли. О том, какие задачи стоят сегодня в повестке дня, в интервью «Стройгазете» рассказал президент НОСТРОЙ Антон ГЛУШКОВ.
«СГ»: Антон Николаевич, за десять с лишним лет своего существования система саморегулирования в строительстве серьезно изменилась. Как бы вы определили роль, которую СРО сегодня играют в жизни отрасли?
Антон Глушков: С каждым годом саморегулируемые организации совершенствуются и накапливают опыт в сфере контроля за деятельностью строительных компаний — членов СРО. Я считаю, что мы планомерно движемся к признанию деятельности СРО со стороны органов контроля и надзора за строительством и будущему перераспределению полномочий государства и саморегулируемых организаций.
«СГ»: Этот год оказался трудным для всей строительной отрасли. Как вы оцениваете работу НОСТРОЙ в этой сложной ситуации?
А.Г.: В марте, в начале пандемии, на базе НОСТРОЙ был создан Ситуационный центр, который, на мой взгляд, проделал беспрецедентную работу. Специалисты нацобъединения вели ежедневный мониторинг ситуации на рынке, участвовали в разработке и принятии нормативных актов на федеральном и региональном уровне, вели большую разъяснительную работу среди членов СРО. Была открыта «горячая линия», которая работала практически круглосуточно, чтобы строители из всех регионов могли быстро получить ответы на волновавшие их вопросы, проводились вебинары и видеоконференции. Прямое общение с профессиональным сообществом позволило нам аккумулировать более трехсот предложений по антикризисным мерам и по развитию отрасли в долгосрочной перспективе, около сорока инициатив уже нашли отражение в принятых законах и подзаконных актах, еще пара десятков — в «Общенациональном плане действий», в проекте новой дорожной карты «Трансформации делового климата». И мы продолжаем обсуждать инициативы бизнеса с Минстроем России.
«СГ»: Пожалуй, самой обсуждаемой инициативой НОСТРОЙ стало предложение наделить СРО правом предоставлять займы своим членам за счет средств компенсационных фондов. Как сработала эта мера поддержки отрасли?
А.Г.: Сегодня предложенный нами и одобренный на самом высшем уровне инструмент обеспечен правовым и организационным механизмом реализации: дополнено федеральное законодательство, принято соответствующее постановление правительства, разработаны методические рекомендации для СРО, а также организовано проведение процедур андеррайтинга. Уже заключено 26 договоров займа на общую сумму свыше 504 млн рублей. Напомню, что всего на эти цели может быть направлено до 30 млрд рублей, срок действия данного механизма — до 1 января 2021 года. Мы внимательно следим за тем, как работает эта мера поддержки бизнеса. Если она окажется эффективной, мы будем выносить на обсуждение в правительстве вопрос о продлении срока действия этой программы.
«СГ»: Какие вопросы стоят в повестке дня НОСТРОЙ сегодня?
А.Г.: Важным результатом работы Ситуационного центра и постоянного взаимодействия НОСТРОЙ с правительством РФ стало формирование перечня предложений по совершенствованию системы саморегулирования и снижению финансовой нагрузки на бизнес, связанной с членством в СРО. В августе большинство наших инициатив были согласованы Минстроем России и поддержаны курирующим отрасль вице-премьером РФ Маратом Хуснуллиным. Принятие соответствующих поправок в федеральное законодательство запланировано уже на IV квартал этого года.
«СГ»: Какие же есть возможности снижения затрат для членов СРО?
А.Г.: Мы, наконец, доказали целесообразность введения дополнительного уровня ответственности. Так, согласно готовящимся изменениям, первый уровень ответственности будет по-прежнему ограничен 60 млн рублей, второй (новый) уровень охватывает обязательства в диапазоне от 60 млн до 200 млн рублей. Соответственно, к третьему уровню будут относиться члены СРО с объемом обязательств от 200 млн до 500 млн рублей.
На втором уровне для компфонда возмещения вреда предлагается установить взнос 250 тыс. рублей, для компфонда обеспечения договорных обязательств — 1 млн рублей. Другим достижением станет упразднение дублирующих требований в части обеспечения договорных обязательств членов СРО. Сегодня предприниматель вынужден платить взнос в соответствующий компфонд и приобретать банковскую гарантию. Эксперты НОСТРОЙ на конкретных цифрах и фактах показали отсутствие целесообразности такого двойного обеспечения обязательств. Власти поддержали предложение об отмене законодательного требования получения банковской гарантии по контрактам в строительстве до 60 млн рублей.
Третий важный момент — возможность использования части дохода СРО, получаемого при размещении средств компфондов в банках, на осуществление своих функций, а также на уплату взносов в национальные объединения. Нашло поддержку предложение о предоставлении СРО, применяющим упрощенную систему налогообложения, права уплачивать налог с дохода от размещения средств компфондов за счет такого дохода. Эти изменения однозначно позволят снизить размер членских взносов для строительных организаций.
«СГ»: Коснутся ли планируемые изменения вопросов определения размера компфондов СРО?
А.Г.: В действующем законодательстве до сих не урегулирован вопрос возможности снижения размера компфондов СРО в случае отзыва лицензии у кредитной организации, в которой размещались средства фондов. Кроме того, мы предвидим риск невозврата части средств, выделенных в качестве займов членам СРО. В случае наступления таких неблагоприятных событий необходимо максимально снять финансовую ответственность с действующих добросовестных членов СРО. В этой связи мы вынесли на обсуждение соответствующие поправки, и в настоящее время наши предложения находятся на стадии согласования с Минстроем России.
«СГ»: Каких изменений ждать в части совершенствования всего института саморегулирования?
А.Г.: Совместно с профсообществом НОСТРОЙ прорабатывает сейчас идею внедрения единых стандартов деятельности СРО по осуществлению контроля за членами и созданию цифровых сервисов, повышающих прозрачность отрасли. Мы видим необходимость повышения роли национальных объединений в координации деятельности СРО. В ходе обсуждения этого блока вопросов правительство поддержало предложение о дополнении функций нацобъединений полномочиями по ведению рейтинга членов СРО. Такой рейтинг должен стать инструментом определения деловой репутации. Саморегулируемые организации и их нацобъединения должны иметь правовые основания и технические возможности для аккумулирования информации о деятельности членских организаций. В этом случае институт саморегулирования станет источником обобщенной достоверной информации об участниках конкурентных процедур в сфере строительства.
У нас есть также предложения о совершенствовании правового регулирования механизма ответственности СРО в целях соблюдения баланса интересов потребителей и лиц, выполнивших работы. Необходимо предусмотреть выплаты из средств компфондов в целях возмещения причиненного вреда непосредственно собственнику здания, сооружения вследствие разрушения, повреждения объекта капитального строительства в случае наличия вины члена такой СРО. Должна, по нашему мнению, появиться прямая норма, предусматривающая использование средств компфондов для возмещения вреда и осуществления выплат сверх возмещения вреда работникам членов СРО в случае травматизма, а также родственникам таких работников в случае их гибели. В настоящее время судебная практика по этому вопросу неоднозначна. Но все же есть судебные решения о применении специального порядка, установленного статьей 60 Градостроительного кодекса РФ, по возмещению застройщиком вреда и компенсации сверх возмещения вреда работникам подрядчика. Правительством, кстати, уже поддержана инициатива по введению внесудебного порядка для случаев обращения взыскания на средства компфондов СРО при размере выплаты по одному требованию не более 5% от общего объема средств фонда. При этом СРО имеет возможность предъявить регрессный иск к своему члену.
«СГ»: Сообщество волнует вопрос о введении института независимой оценки квалификации в строительстве и дальнейшего развития Национального реестра специалистов. Ждать ли нововведений уже в этом году?
А.Г.: Переход от обязательного повышения квалификации специалистов к системе независимой оценки квалификации уже заложен в плане изменений законодательства. Инициатива обсуждается на площадке Госдумы России, а также в рамках реализации механизма «регуляторной гильотины». Экспертный совет НОСТРОЙ проработал конкретные поправки в Градостроительный кодекс РФ и иные необходимые к изменению нормативные акты. Минимальные квалификационные требования, которые предъявляются к специалистам, осуществляющим организацию работ по выполнению инженерных изысканий, подготовке проектной документации, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства, для включения их в соответствующий нацреестр, будут приближены к потребностям реального строительного производства.
Цитата в тему:
Президент НОСТРОЙ Антон Глушков:
«Прямое общение с профсообществом в рамках работы Ситуационного центра позволило НОСТРОЙ аккумулировать за время пандемии более 300 предложений по антикризисным мерам и по развитию отрасли в долгосрочной перспективе, из которых порядка 40 инициатив сегодня уже отражены в ряде принятых законов и подзаконных актах»
Справочно:
По состоянию на сегодняшний день в реестре саморегулируемых организаций числится 222 СРО, членами которых являются более 94 000 организаций, осуществляющих деятельность в области строительства. Общий объем средств компенсационных фондов СРО увеличился по сравнению с прошлым годом. Так, компфонд возмещения вреда сейчас составляет почти 37,5 млрд рублей, а компфонд обеспечения договорных обязательств превышает 68 млрд рублей. В этом году СРО провели проверки в отношении почти 28 тыс. членских организаций, нарушения были выявлены в 7,2 тыс. организаций. В отношении 6,6 организаций-членов были применены меры дисциплинарного воздействия
Номер публикации: №35 04,09..2020