Они строят для государства

Они строят для государства

Shutterstock
Аналитики РАСК составили «портрет» победителя тендеров на бюджетные подряды

Во многих секторах экономики государство является одним из основных заказчиков, если не сказать — единственным. Стройотрасль — не исключение. В ней в первую очередь это касается возведения инфраструктурных объектов. Для многих стройкомпаний государство — ключевой контрагент. Рейтинговое агентство строительного комплекса (РАСК) провело анализ победителей тендеров на госзаказ. Кто они — исполнители отраслевых госконтрактов — «Стройгазете» рассказал генеральный директор РАСК Николай АЛЕКСЕЕНКО.

«СГ»: Николай Николаевич, как в строительной сфере заключаются госконтракты?

Николай Алексеенко: С применением двух законов: 44-ФЗ для непосредственно государственных, региональных и муниципальных закупок и 223-ФЗ для закупок компаний с госучастием. Причем в рамках последнего стал активно проявляться вектор на закрытие информации о победителях закупок. Если говорить именно о 223-ФЗ, еще в 2017 году такие данные отсутствовали в 11% контрактов, то уже в 2020 году закрытыми оказались 99,9% контрактов. В целом, стало невозможным проведение анализа существенной части всего госзаказа в строительстве: по итогам прошлого года неизвестными остались данные по поставщикам в 37% всех госконтрактов в рамках 44-ФЗ и 223-ФЗ общим объемом 2,4 трлн рублей.

«СГ»: Сколько же в целом в стране нашлось желающих получить «бюджетный подряд»?

Н.А.: Как раз из-за вышесказанного точные цифры можно очертить только по подрядчикам в 44-ФЗ. За 2020 год нами было выявлено 29 018 уникальных поставщиков. Из них 21 819 являются юридическими лицами, 7 189 индивидуальными предпринимателями (ИП). Отдельно стоит отметить, что число ИП за последние три года увеличилось с 5,8 тыс. до 7,2 тыс. Зато количество юридических лиц за те же три года планомерно снижается: было 25,5 тыс. компаний, а в прошлом году был зафиксирован минимум на уровне 21,8 тыс. Если говорить о масштабах бизнеса поставщиков, то подавляющее большинство относятся к микро- и малому бизнесу — 15 300 (70%) и 3 275 (15%) компаний соответственно. Касательно каждой десятой компании не указана информация о размере бизнеса и выручке. На средний и крупный бизнес традиционно приходится небольшая доля — всего лишь по 2-3%.

«СГ»: Это количественные показатели, а что с «качественными» — суммами госконтрактов?

Н.А.: Смотрите, на сотню крупнейших поставщиков по объемам заключенных в 2020 году контрактов пришлось лишь 2,4% всех контрактов, зато по объемам это колоссальные 1,3 из 5,6 трлн рублей, или 42% от общего объема госконтрактов по 44-ФЗ. Годом ранее на ТОП-100 поставщиков забрали 3% всех контрактов того же совокупного объема 1,3 трлн рублей, тогда они сформировали 40% от общего объема 2019 года. Таким образом, объем контрактов, который приходится на большую сотню поставщиков, за последние два года существенно не изменился.

Столь разное соотношение доли числа заключенных контрактов и доли их объема естественно объясняется концентрацией крупных контрактов (более миллиарда рублей) у ТОП-100 поставщиков. Например, на первом месте находится компания с объемом госконтрактов на 117 млрд рублей, из которых два — на сумму порядка 114 млрд рублей по строительству автомобильной дороги в Южном федеральном округе. На втором месте поставщик, заключивший всего один контракт на возведение терминала сжиженного природного газа, но сразу на сумму 96 млрд рублей. На третьем месте — подрядчик, взявшийся за выполнение 49 контрактов на 84 млрд рублей по строительству автодорог и других объектов транспортной инфраструктуры. Средний же объем заключенного госконтракта у поставщика, входящего в ТОП-100, составляет порядка 3,2 млрд рублей.

«СГ»: А многие ли из этих игроков тем или иным образом связаны с государством?

Н.А.: «Связь с государством» прослеживается в 526 компаниях, или 2,4% от общего числа всех поставщиков. К таким компаниям нами были отнесены госкорпорации, их дочерние структуры, а также компании, которые непосредственно относятся ко всем формам госсобственности. Данные поставщики стали победителями в 4 791 закупке на 273 млрд рублей, что составляет 9% от общего объема госконтрактов за 2020 год. Средний объем заключенного контракта, приходящийся на «госпоставщика», составляет 56 млн рублей.

«СГ»: Чтобы резюмировать, как в целом оцениваете тенденции на рынке госзаказа?

Н.А.: Давайте зафиксируем: уменьшается число участников, укрупняются лоты, происходит сужение конкурентной среды, снижается открытость информации о контрактах. Все это свидетельствует о концентрации объемов и компетенций у крупнейших игроков, о постепенном вытеснении малого и среднего бизнеса, особенно узкоспециализированного. В чем причины, кроме сложившейся системы госзакупок? Наша отрасль критически недофинансирована, недокредитована. Контрактная система и устаревшее ценообразование не позволяют компаниям оперативно обновлять технику и применяемые технологии, повышать свои компетенции и производительность.

Но сейчас мы видим, что благодаря активной работе нового состава правительства, участию вице-премьера РФ Марата Хуснуллина, есть серьезная уверенность в улучшении ситуации. Уже четко сформулированы цели и задачи стройотрасли, разрабатываются нужные законы, регулярно проводятся мероприятия по разработке стратегии развития отрасли, в кабмине даже создан новый профильный департамент. Стоит отдельно отметить, что властями активно ведется работа с экспертным сообществом, благодаря чему многие инициативы, в том числе наши, находят свое отражение в конкретных документах и проектах. Перезагрузка всего строительного блока, надеемся, приведет к серьезным улучшениям, которые ощутят на себе все участники этого рынка.


Теги: