Открывая заседание, председатель комиссии, координатор Национального объединения строителей (НОСТРОЙ) и Национального объединения изыскателей и проектировщиков (НОПРИЗ) по Сибирскому федеральному округу Максим Федорченко подчеркнул, что сегодня один из насущных вопросов — повышение квалификации специалистов строительного комплекса. По поручению губернатора прорабатывается создание в регионе Центра компетенций в проектировании и строительстве. Усовершенствовать эту работу поможет сотрудничество на международном уровне, обмен опытом, знакомство с лучшими мировыми практиками.
Представители CRCC вкратце рассказали об опыте, возможностях организации и своем видении сотрудничества с российской стороной. CRCC входит в число 500 крупнейших компаний мира. Специализация — транспортное строительство (включая мосты, метрополитены). В Китае ею создано до 1/3 всех скоростных дорог; дочернее предприятие в России строило три станции московского метро, пятый участок автодороги «Москва—Казань» протяженностью 107 км. Как пояснила китайская делегация, Новосибирскую область они рассматривают как «мост между Востоком и Западом», регион с богатыми перспективами масштабного транспортного строительства. Поэтому сегодня компания CRCC ищет партнеров в Сибири для совместного участия в проектах по строительству и модернизации транспортной инфраструктуры, готова обеспечивать такие проекты своими технологиями и оборудованием.
Направления сотрудничества
По информации начальника отдела ремонта и содержания автодорог Территориального управления автомобильных дорог Новосибирской области Максима Астапова, в регионе по разного рода целевым программам ежегодно модернизируется и реконструируется около 350 км автодорог. Вводятся в оборот технологии, наиболее приемлемые для местных климатических условий, в частности, холодный ресайклинг дорожных одежд. Но сегодня региону не хватает современной техники и оборудования для широкого применения таких технологий — и здесь новосибирцы заинтересованы в сотрудничестве с китайскими коллегами.
Руководитель Совета Ассоциации строительных организаций Новосибирской области Владимир Середович отметил важность сотрудничества в сфере внедрения технологий информационного моделирования (ТИМ) и комплексной цифровизации проектно-строительной деятельности, в том числе связанной со строительством автомобильных и железных дорог.
Максим Федорченко добавил, что перед российской строительной отраслью поставлена задача полноценной цифровизации на всех этапах жизненного цикла объекта — от формирования технического задания на проектирование до сдачи актуализированной информационной модели готового объекта эксплуатирующей организации. Сегодня решение данной задачи осложняется уходом с российского рынка многих западных вендоров — поставщиков программного обеспечения, что делает необходимым скорейший переход на отечественные аналоги при работе с ТИМ. По мнению Максима Федорченко, в этой работе полезным будет взаимодействие с партнерами из КНР. Представитель китайской делегации выразил готовность к сотрудничеству, напомнив, что в составе подразделений CRCC несколько лет действует департамент ТИМ и накоплен большой и успешный опыт работы в этой технологии.
Учите китайский
Директор Института международной деятельности Новосибирского государственного архитектурно-строительного университета Наталья Синеева отметила давнее (с 1990-х годов) присутствие китайских студентов в сибирском вузе, однако оценила их долю как явно недостаточную: сегодня из 5 тыс. обучающихся в НГАСУ 618 иностранцев, но из них, в свою очередь, лишь 10 китайцев (до пандемии — около 50 человек). Китайские партнеры сообщили, что увеличение притока молодежи из Поднебесной в НГАСУ — вне их компетенции, но, вместе с тем, выразили готовность принимать на практику на свои объекты студентов из сибирского вуза, а впоследствии — и брать к себе на постоянную работу наиболее достойных. При этом важным конкурентным преимуществом для молодого специалиста из Сибири будет свободное владение английским языком, а лучше — китайским, твердо подчеркнули гости из Пекина.
Четким «нет» китайцы ответили на вопрос, можно ли сибирским строителям рассматривать CRCC в качестве потенциального инвестора (а она довольно состоятельна: по открытым данным, еще в 2018 году собственный капитал компании перевалил за 200 млрд юаней — это более 20 млрд долларов США). «Нет», потому что CRCC — государственная компания, и руководство КНР оставляет ей право финансово инвестировать в других странах только в двух сегментах: сельском хозяйстве и проектах, связанных с созданием возобновляемых источников энергии.
Касаясь перспектив работы на объектах транспортной инфраструктуры, китайская сторона ободрила сибиряков, страдающих от дефицита крупных генподрядчиков, сообщив о готовности принимать участие в конкурсах и браться за дело. Правда, это оптимистичное намерение ограничено юридическим полем 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»; в конкурсах по 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок… для обеспечения государственных и муниципальных нужд» китайцы участвовать не станут в силу невозможности выполнить часть обязательных требований этого федерального закона.
Номер публикации: №44 22.11.2024