Мало жалоб не бывает

ФАС хочет расширить спектр претензий строителей к чиновникам

Как в стране идет реализация механизма административного обжалования в строительстве? Когда будут устранены бюрократические барьеры в отрасли? Каким образом планируется развивать конкуренцию в сфере строительства? Эти и другие темы, в том числе План развития конкуренции в строительной отрасли на 2017-2018 годы, разработкой которого занимается Минстрой России, представители бизнеса, органов власти и научного сообщества обсудили вопросы в рамках заседания Экспертного совета ФАС России по развитию конкуренции в строительной отрасли.

В ходе мероприятия с докладом об устранении административных барьеров в строительной отрасли и внедрении в регионах РФ целевой модели «Получение разрешения на строительство и территориальное планирование» выступила статс-секретарь-замглавы Минстроя России Наталья Антипина. Замминистра обратила внимание на проблемы качества регламентации самих процедур, над которыми сейчас активно работает ведомство, а также рассказала о типичных нарушениях, выявленных в ходе мониторинга и оценки административных регламентов.

По ее словам, одной из важнейших задач является перевод всех процедур в строительстве в формат дистанционного общения с застройщиками. «В частности, к 2019 году не менее 70% процедур должны быть переведены в электронный вид, оставшиеся 30% процедур будут проходить через МФЦ», - уточнила она.

«К сожалению, работа регионы не так активно реализуют целевую модель, разработанную на федеральном уровне. Большая часть дорожных карт по данному направлению, которые мы получили от субъектов. Были отправлены на доработку», - сказала Наталья Антипина, добавив, что позитивные сдвиги в этой сфере на региональном уровне все же есть.

Глава Экспертного совета, замруководителя ФАС России Рачик Петросян, в свою очередь, отметил, что участники строительного рынка становятся жертвами произвола чиновников на местах, из-за действий которых стройкомпании не могут начать вовремя реализацию своих проектов, что в итоге приводит к срыву сроков ввода объектов в эксплуатацию.

 111.jpg

«С точки зрения развития конкуренции, внедрение целевой модели по получению разрешения на строительство и территориальное планирование, позволит обеспечить в регионах единую правоприменительную практику в сфере строительства, снизить административную нагрузку на бизнес, сократить сроки получения разрешительной документации на строительство, сделает работу в отрасли более прозрачной и понятной, что, в том числе, даст возможность к развитию деятельности МСП в этой сфере", - отметил он.

Начальник управления контроля строительства и природных ФАС России Олег Корнеев в своем докладе представил актуальную информацию по обжалованию актов и действий уполномоченных органов власти в сфере строительства и сетевых организаций. По его словам, жалобы от строителей, проектировщиков и других предпринимателей, работающих в сфере строительства, рассматриваются антимонопольным органом по «короткой» процедуре, предусмотренной ст. 18.1 Закона о защите конкуренции. «Срок рассмотрения обращения по такой процедуре составляет 7-14 дней», - уточнил он.

Олег Корнеев пояснил, что рассмотрению в данном случае подлежат жалобы лишь на процедуры в сфере строительства, которые предусмотрены утвержденными правительством РФ исчерпывающими перечнями. «На сегодняшний день такие перечни уже установлены сфере жилищного строительства, а также строительства объектов водо- и электроснабжения. В сентябре 2017 года вступил в силу исчерпывающий перечень в сфере строительства нежилых объектов, в октябре – теплосетей», - уточнил он.

Глава управления обратил внимание собравшихся на существующую сейчас проблему реализации механизма административного обжалования в строительной области. Так, по информации ФАС, обжаловать действия органа власти на сегодняшний день можно лишь по двум основаниям: если он нарушил срок осуществления процедур из соответствующего перечня либо предъявил требование осуществить процедуру, не предусмотренную перечнем. «При этом, количество предусмотренных законом нарушений сетевых организаций, на которые ФАС может оперативно реагировать, больше», - подчеркнул он.

«В целом по итогам 2016 года и первого полугодия 2017 года антимонопольными органами рассмотрено всего 65 жалоб, что, в первую очередь, связано с недостаточным количеством установленных законом оснований для обжалования. Другая причина - недостаточная информированность хозяйствующих субъектов о новом механизме обжалования процедур в строительстве», - сообщил Олег Корнеев.

Рачик Петросян, со своей стороны, добавил, что, несмотря на общую тенденцию по избавлению строительной отрасли от административных и экономических барьеров, отдельные акты или действия органов власти требуют соответствующего контроля со стороны антимонопольного органа. «Нарушения могут быть допущены при издании нормативных правовых актов, предоставлении адресных льгот, проведении отбора подрядчиков. Сокращение срока рассмотрения дел по жалобам на такие нарушения существенно увеличивают шансы предпринимателей на защиту своих прав. Но для того, чтобы механизм административного обжалования заработал в полной мере, необходимо расширить закрепленный в ст. 18.1 Закона о защите конкуренции перечень нарушений со стороны органов власти в сфере строительства, которые можно обжаловать в ФАС по "ускоренной" процедуре"», -считает замглавы ФАС России.

В ходе второй части заседания, посвященной «Плану развития конкуренции (дорожной карты) в строительстве на 2017—2018 годы, замначальника управления контроля строительства и природных ресурсов ФАС Давида Акопян отметил, что план развития конкуренции в любой отрасли экономики представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, нацеленных на улучшение текущей ситуации и развитие конкуренции в отрасли. «Любая "дорожная карта" должна содержать: причины, препятствующие развитию конкуренции в отрасли, и их анализ; необходимые условия для привлечения новых хозяйствующих субъектов на рынки отрасли; меры по снижению барьеров входа на рынки отрасли; необходимую нормативно-правовую базу», - сказал он.

«На наш взгляд, проект "дорожной карты" по развитию конкуренции в сфере строительства требует доработки. Мы предлагаем экспертному сообществу подготовить свои предложения по развитию конкуренции в строительной отрасли. После мы структурируем информацию и направим ее в Минстрой России для включения в План на 2017-2018 гг.», - заключил Рачик Петросян.

Источники: ИА INFOLine, «СГ Онлайн»

Теги: