Есть предложения!

Shutterstock
СРО должны участвовать в выработке решений по ключевым вопросам отрасли

Максим ФЕДОРЧЕНКО, координатор НОСТРОЙ в Сибирском федеральном округе, президент Союза строителей Новосибирской области:

Screenshot_1.png

Сегодня саморегулируемым организациям нельзя замыкаться исключительно в формальных рамках своих полномочий, им необходимо участвовать в решении всего комплекса проблем строительной отрасли.

Первый серьезный вопрос — это переход на проектное финансирование, оказавшийся болезненным для строителей и поставивший под вопрос выживание небольших региональных компаний. Сейчас главными застройщиками становятся банки. Да, они стараются грамотно войти в этот рынок, нанимают специалистов, но нужно помогать им, просвещать, разъяснять. Союз строителей НСО уже устраивал встречи застройщиков с местными банками, а также с государственной компанией ДОМ.РФ (в состав которой входит одноименный банк)». После встречи с новосибирцами ДОМ.РФ начал кредитовать и новосибирских застройщиков.

Вторая проблема — плохой имидж строителей в глазах большинства граждан. Это приводит к постоянным конфликтам с общественностью и к «закручиванию гаек» со стороны регулирующих органов, постоянному ужесточению правил игры для строителей.

Свежий пример — требование властей Санкт-Петербурга обеспечивать новостройки местами в школах, что при цене создания одного места в школьном учреждении, достигающей миллиона рублей, является невыполнимым для большинства застройщиков. Будет беда, если подобные вещи станет требовать, скажем, мэрия Новосибирска, ведь это способно убить экономический эффект любого жилищного проекта.

Третья проблема — потребительский экстремизм. Его профессионально подогревают наживающиеся на судебных исках к застройщикам юристы, которые используют пробелы в законодательстве. В итоге из-за мелких придирок, нереально сжатых сроков устранения замечаний суммы исков к застройщикам угрожающе растут. Так, в Челябинске одну из компаний суд обязал выплатить по подобному иску около 300 млн рублей, после чего компания обанкротилась.

Четвертая проблема — ценообразование. Предполагалось, что мы быстро, за два года, перейдем от базисно-индексного метода к ресурсному, подразумевающему более справедливые и адекватные сметные расценки. Однако фактически задачу перехода в запланированные сроки на новый метод решить не удалось. При этом мы потеряли и возможность своевременно готовить новые поправочные индексы для старого метода.

Результат: в массовом порядке начальная цена государственных и муниципальных контрактов оказывается ниже себестоимости строительства, из-за чего контракты срываются. Ведь ни один добросовестный застройщик не захочет работать себе в убыток. Ситуацию усугубляет тот факт, что по-прежнему остаются в силе положения ФЗ-44 о государственной контрактной системе, ставящие низкую цену во главу угла при конкурсном выборе подрядчиков для выполнения госзаказа.

Бок о бок с этими проблемами идут откровенно дискриминирующие часть строительных компаний методы работы фискальных органов. Почему-то стало «нормой» требовать с генподрядчиков суммы налогов, недоплаченных субподрядчиками. Целый пласт проблем связан с подготовкой и переподготовкой кадров, со сложностями вхождения в программы капитального ремонта МКД, и этот перечень можно продолжать.

Убежден, что деловое сообщество в лице СРО, а также союзов, ассоциаций и других объединений в сотрудничестве с органами власти способно с успехом защитить интересы строительной отрасли, формируя единую позицию по ключевым вопросам и предлагая конструктивные пути их решения.

Материал подготовил Александр РУСИНОВ (Новосибирск)


Теги: