Российские специалисты разработали арматуру нового поколения
Совместная разработка НИИЖБ им. А. А. Гвоздева АО «НИЦ «Строительство» и тульского ООО «Металлопрокатный завод» — арматура нового поколения с четырехрядным винтовым профилем (Ав500П) — включена в реестр инновационных решений в сфере капитального строительства объектов использования атомной энергии Госкорпорации «Росатом» (База НДТ).
Ав500П — «преемник» арматуры класса А500СП, в свое время пришедшей на смену «кольцевому» профилю, выпускавшемуся по ГОСТ 5781, и так называемому «серповидному» двухстороннему профилю. А500СП с четырехсторонним профилем создает распор в бетоне не на две, а на четыре стороны. Благодаря этому повышается прочность и снижается деформативность сцепления бетона с арматурой, что позволяет снизить металлоемкость железобетонных конструкций на 10-30%. По словам разработчика А500СП, начальника отдела инновационных разработок и конструктивных решений НИИЖБ, доктора технических наук Игоря Тихонова, на одних лишь сваях экономия металла достигает 25%. Арматуру этого класса широко применяют на стройках России. Она использовалась при строительстве олимпийских объектов в Сочи, высотных зданий в Москве, Санкт-Петербурге, Астане и Алматы (Казахстан), космодрома «Восточный», Нововоронежской АЭС-2 и многих других объектов промышленного и гражданского строительства. За последние 12 лет было произведено и использовано в строительстве около 4 млн тонн арматуры А500СП.
Арматура класса Ав500П тоже имеет четырехстороннее расположение поперечных ребер, но в отличие от А500СП ребра образуют двухзаходную винтовую резьбу на поверхности стержней. Поперечные ребра чередуются между собой в шахматном порядке по длине стержня. Двухзаходное расположение ребер позволяет использовать арматуру Ав500П в качестве винтового стержня, на который можно накручивать муфтовые соединения и анкерные гайки. И если раньше для того чтобы соединить два арматурных стержня строителям приходилось нарезать на их концы резьбу, то теперь для соединения четырехсторонней арматуры с винтообразным расположением поперечных ребер никакого специального оборудования не требуется — достаточно лишь одной муфты.
Кроме того благодаря низкой распорности Ав500П обладает улучшенным сцеплением с бетоном не только в эксплуатационной, но и запредельной стадии сопротивления внешним воздействиям, в том числе сейсмическим. Она также имеет более высокую выносливость при импульсивных динамических нагрузках из-за отсутствия продольных ребер и винтообразного, прерывистого и равномерного по поверхности расположения поперечных ребер. Новая арматура изготавливается по традиционной технологии и имеет себестоимость не выше обычной арматуры.
Эти качества Ав500П были по достоинству оценены сотрудниками «Росатома». «Такая арматура позволяет сокращать как сроки, так и стоимость строительства, — рассказал главный эксперт Центра трансфера технологий АО «Инжиниринговая компания «Атомстройэкспорт» Александр Дулькин. — Сроки сокращаются потому, что не требуется дополнительное нарезание резьбы, а стоимость уменьшается потому, что коэффициенты, учитывающие этот периодический профиль, позволяют проектировщикам закладывать меньшее количество арматуры в конструкции, то есть уменьшается металлоемкость».
В конце прошлого года к такому же выводу пришли и мостостроители. На техническом совещании НИИЖБ им. А. А. Гвоздева и ООО «НИЦ «Мосты» было рассмотрены представленные образцы винтовой арматуры класса Ав500П и соединительных муфт. В результате эксперты пришли к выводу, что использование данного вида арматуры в мостостроении имеет хорошие перспективы.
Игорь Тихонов полагает, что Ав500П станет массовым благодаря своей универсальности. По словам специалиста, новый арматурный прокат может быть использован по назначению не только обычной, но и винтовой арматуры, например, при изготовлении грунтовых анкеров, тяжей и крепежа опалубки.
Справочно:
Реестр инновационных решений, технологий, продукции, изделий, материалов, высокотехнологичных услуг в сфере капитального строительства объектов использования атомной энергии (База НДТ) Госкорпорации «Росатом» создан для того чтобы использовать технологии, позволяющие снижать сроки и стоимость сооружения объектов госкорпорации.
Номер публикации: №17 от 06.05.2019