Дать ход развитию

Строительство Северного широтного хода планируется завершить в 2023 году

Арктика — стратегический ресурс России, который может наряду с Восточной Сибирью стать одним из главных драйверов развития российской экономики в нынешнем веке. Однако для освоения этого труднодоступного региона необходимо построить транспортную инфраструктуру, которая будет включать в себя не только Северный морской путь, но и железные дороги, которые свяжут арктическое побережье с большой землей. Одной из первоочередных задач в этой области становится завершение строительства Северного широтного хода (СШХ) — железнодорожной магистрали в Ямало-Ненецком автономном округе протяженностью 707 км по маршруту Обская—Салехард—Надым—Новый Уренгой—Коротчаево. Сооружение этой трассы с одновременной реконструкцией примыкающих участков Северной железной дороги и возможным продолжением до Игарки позволит создать условия для ускоренного вовлечения в хозяйственный оборот природных ресурсов Севера. Проект реализуется совместно силами правительств РФ и ЯНАО, ПАО «Газпром», ОАО «РЖД» и АО «Корпорация развития». Координатором строительства выступает Росжелдор.

Планы строительства дороги появились еще в 2003 году, после того, как железная дорога на запад от Коротчаева пришла в негодность. В 2005 году задача приобрела больший масштаб, речь шла уже о развитии промышленности и транспорта ЯНАО и всего Уральского федерального округа, поэтому родился проект «Урал промышленный — Урал полярный». В рамках этого проекта и появилось название «Северный широтный ход».

В 2008 году проект был включен в «Стратегию развития железнодорожного транспорта в РФ до 2030 года». План предполагает строительство станции Обская-2 (Газпром), моста через Обь (Росжелдор), подходов к мосту и станции Салехард (правительство ЯНАО); линии «Салехард—Надым» («СПК-Концессионер») и моста через Надым (правительство ЯНАО). Кроме того, в рамках проекта предусмотрена реконструкция существующих участков железнодорожного пути «Пангоды— Надым» (Газпром), «Пангоды—Новый Уренгой» (РЖД») и «Новый Уренгой— Коротчаево» (РЖД).


В сентябре 2011 года на деньги бюджета ЯНАО началось строительство совмещенного мостового перехода через Надым. В феврале 2014 года была готова вся проектно-сметная документация по участку «Салехард—Надым» и подходам к мосту через реку Обь в районе Салехарда, а Газпром и РЖД включили в свои инвестпрограммы средства на реконструкцию существующих участков СШХ.

В марте 2015 года был утвержден паспорт всего проекта, в котором перечень основных мероприятий дополнен реконструкцией участка «Коноша— Чум—Лабытнанги» Севжелдора, сформирована грузовая база проекта, по которому объем перевозок по широтному ходу должна составить до 23 млн тонн грузов в год.

12 сентября 2015 года открылась автомобильная часть моста через Надым стоимостью 14 млрд рублей. Тогда же было заявлено, что железнодорожную часть моста сдадут в 2016 году, но в декабре 2015-го правительство ЯНАО решило сначала реализовать проект железной дороги «Бованенково—Сабетта».

В октябре 2016 года РЖД и правительство ЯНАО подписали соглашение о строительстве СШХ, по которому до 2017 года предлагается завершить сплошные вторые пути на участке «Тобольск—Сургут—Коротчаево» Свердловской железной дороги. В 2017 году стало известно, что впервые в практике РЖД для реализации проекта будет использован механизм концессии.

Наконец, в мае 2018 года была заложена символическая капсула в честь начала возведения моста через Обь, одной из ключевых частей СШХ. В августе того же года премьер-министр Дмитрий Медведев подписал распоряжение «О заключении концессионного соглашения в отношении будущей железнодорожной линии Обская—Салехард—Надым». 2 октября 2018 года соглашение между Росжелдором и специально созданной компанией «СШХ» (дочка «Спецтрансстроя») было подписано.

Завершить строительство Северного широтного хода планируется в 2023 году. Прогнозируемый объем перевозок составит 23,9 млн тонн (преимущественно газовый конденсат и нефтеналивные грузы). Стоимость проекта оценена в 236 млрд рублей, окупаемость — около 30 лет.

Предполагается, что Северный широтный ход разгрузит существующий южный маршрут, выходящий на Транссибирскую магистраль. Возникнут железнодорожные подходы к месторождениям ЯНАО, а в более далекой перспективе — и севера Красноярского края, вплоть до Дудинки, которая сегодня связана изолированной железной дорогой с Норильском. Северный широтный ход проложит путь к портам Севморпути, также к порту Сабетта, соединит железнодорожным сообщением города Салехард и Надым, а также поселок Пангоды с центральной Россией. Северный широтный ход сократит протяженность транспортных маршрутов из Западной Сибири в порты Балтийского, Белого, Баренцева и Карского морей. Уменьшение расстояния доставки грузов посредством СШХ для основных грузоотправителей может составить 1000 км.

Между тем, на состоявшемся недавно в Петербурге Арктическом форуме губернатор ЯНАО Дмитрий Артюхов говорил о новом проекте — «Северный широтный ход-2», железной дороге от Бованенковского месторождения до порта Сабетта, которая станет логичным продолжением СШХ.

Мерзлота уже не та

Строительство Северного широтного хода требует решения целого ряда технических проблем. В апреле состоялось заседание научно-технического совета АО «РЖД», на котором была заслушана информация о поступивших в ООО «Транспроект» предложениях по конструкциям земляного полотна СШХ. По мнению некоторых экспертов, предложенные конструкции имеют ряд недостатков. Они не соответствуют реальным условиям Арктики и не имеют научного и опытно-экспериментального обоснования, являясь, по-видимому, компиляцией из проектов железнодорожных линий «Ягельная—Ямбург» и «Обская— Бованенково—Карская». Как отметил в своем комментарии для «Стройгазеты» почетный транспортный строитель, профессор Александр Цернант, СШХ пролегает по территории арктической криолитозоны. Обследование брошенных в 1953 году строек №501 и №503 (недостроенной в 50-годы дороги «Салехард—Игарка» — «СГ») показало, что здесь происходит деградация вечной мерзлоты, сопровождаемая развитием термокарста, пучин, солифлюкции. В таких условиях необходимо научное сопровождение проекта, поскольку даже актуализированная нормативная база проектирования и строительства железных дорог в районах вечной мерзлоты не обеспечивает требуемого уровня безопасности вследствие дефицита кадров необходимой квалификации, а также необычайной сложности выработки и реализации управляющих решений. По мнению эксперта, для надежного безопасного строительства СШХ необходима мобилизация сохранившихся кадров и подготовка новых специалистов.


Справочно:

На долю РФ приходится 22 600 км (58%) арктического побережья. Арктическая зона РФ имеет площадь около 9 млн кв. км, или 18% территории страны. Население — свыше 2,5 млн человек, или более 40% населения всей мировой Арктики. В арктических районах России создан мощный индустриальный комплекс, который по своим масштабам значительно превосходит показатели других полярных стран. Здесь производится около 20% ВВП России и до 22% общероссийского экспорта. Интересы России в Арктике связаны с освоением имеющихся запасов энергоресурсов и других полезных ископаемых, в том числе на морском шельфе. Общая стоимость разведанных и прогнозных ресурсов российской зоны Арктики составляет от 15 до 20 трлн долларов. Здесь сосредоточен уникальный углеводородный потенциал — пятая часть нефтяных и 62% газовых ресурсов страны. Доля Арктики в общероссийской добыче углеводородов увеличивается. Только за 10 лет (2007-2017 гг.) доля арктических месторождений в общероссийской добыче нефти выросла с 11,8% до 17,6%.

Теги: