Автограф на здании

“Северин Проект” и Даниил Анненков

Практика сохранения авторского права в архитектуре

Авторское право в архитектуре — довольно молодая область законодательства в практике защиты интеллектуальной собственности. В разных странах необходимость такого регулирования осознается по-разному, в целом, в мировой практике, авторское право архитекторов начало обновляться ближе к 2000-м годам. Как обстоят дела с авторским правом в России «Стройгазете» рассказал Александр Балабин, архитектор, основатель архитектурной практики «Северин Проект».

Screenshot_1.png

Традиционно авторские права архитектора распространяются на замысел — идею, эскиз, чертеж и так далее и, в основном, защищают архитектора от ущемления прав в ситуации неоплаты или воровства архитектурной идеи. В США есть целая когорта юридических компаний, которые помогают архитекторам защитить свою интеллектуальную собственность.

Право автора контролировать реализацию своего проекта почти во всех странах — серая зона. В Великобритании и США автор не отчуждает права до момента согласования проектной документации. После согласования документации авторское право может быть выкуплено девелопером по отдельному договору. Обусловленное обязательное соблюдение других законов и нормативных актов заставляет реализовывать объект безоговорочно по проекту. По стандартному договору AIA для больших проектов эксклюзивные права передаются только после полной оплаты услуг архитектора и не могут быть переданы третьей стороне без согласия автора. Право архитектора на бренд и декларацию своего авторства также закреплено в законе, в том числе, и в виде таблички на самом здании.

В любом случае — проблема реализации авторского права архитектора в такой емкой области, как проектирование, есть в разных странах. В противном случае самой Захе Хадид не было бы причин включать в контракты свое право потребовать снос здания, если оно построено с отклонениями от ее проекта.

В России действует негативная практика умалчивания имени автора проекта, если это, конечно, не известный российский или иностранный архитектор, чье имя могут оставить для привлечения внимания к проекту. В подавляющем числе случаев в договоре, который заключают заказчик и архитектор указывается, что автор проекта отказывается от авторских прав в пользу девелопера. Как правило, такое решение вступает в силу после первого авансового платежа. Отчуждение авторского права у архитектора до завершения строительства влечет за собой негативные последствия для окончательного вида объекта. Несмотря на вложенные усилия, архитектор оказывается бесправен и не может повлиять на изменения, которые часто происходят после утверждения проекта.

Это касается всех типов строящихся зданий, вне зависимости от их функционального назначения. На фоне тотальной практики отчуждения исключительных авторских прав во всех контрактах на архитектурное проектирование сегодня в Москве, главным бичом проектов в процессе разработки рабочей документации и на этапе строительства, стало то, что застройщики называют «оптимизацией».

Под этой формулировкой заказчики и генеральные подрядчики, — а обыкновенно им передается все рабочее проектирование одновременно с заключением договоров на строительство, предполагают последовательное удешевление реализации объекта. Происходит замена строительных и отделочных материалов, упрощение проектных решений. Делается это с убеждением, что так будет лучше и выгоднее для всех.

Еще один специальный орган в деле оптимизации — экспертный совет застройщика. Специалисты последнего стараются привнести что-нибудь «улучшающее» в ранее неоднократно согласованные проектные решения. Что им остается делать — система мотивации ставит их в зависимость от поиска постоянных улучшений. К сожалению, этот процесс не предполагает взаимодействия или консультаций с авторами проекта — изменения вносятся в дидактическом, обязательном порядке.

Типичные примеры оптимизаций, наверняка знакомые практикующим архитекторам: сокращение состава и площадей общественных зон во входных группах с целью увеличения за их счет продаваемых площадей квартир и коммерческих помещений; отказ от выделенных инженерно-технических помещений (венткамер) и размещение оборудования в запотолочном пространстве, даже если данное решение противоречит нормам эксплуатации и обслуживания установок; замена материалов и рисунка раскладки фасадных панелей с профанацией раннее утвержденных решений отраженных в буклете архитектурно-градостроительного решения (АГР) и пр. Сама по себе оптимизация — положительный процесс, однако она должна осуществляться с участием и с согласия архитектора-автора проекта для сохранения целостности первоначального замысла и цельности.

Каждый проект проходит через многочисленные согласования: согласование заказчиком, городскими структурами, государственными органами и экспертами. Но после получения всех подтверждающих бумаг, начинается согласование и оптимизация уже внутри самого проекта. Логика проста — каждая компания-участник строительства хочет сэкономить, а главная цель, если мы говорим, например, о жилой недвижимости, быстрее продать объект. Чтобы не отдавать облик и структуру города безнадзорно в руки девелоперов и архитекторов власти города контролируют реализацию проектов через главного архитектора и экспертные советы. Но это не всегда гарантирует успешное исполнение объекта строительством по проекту.

Отступления от утвержденных и согласованных в АГР решений происходит ровно таким же путем, как и оптимизирование. Реальные материалы подменяются на «аналоги», пластика фасадов упрощается и выхолащивается, «необязательные» элементы архитектурного облика отменяются, или профанируются, что неизбежно ведет к потере выразительности и материально-эстетических кондиций.

Автор проекта, концепции, отказываясь от авторского права отказывается и от контроля над последующими изменениями на этапах проекта, которые могут происходить без его участия. Эта морально устаревшая практика укоренилась в поздне-советское время, когда архитектуру делали не авторы, а институты. Архитектор, после праздника творчества и индивидуализма в архитектурном институте, вливался в работу государственной проектной структуры, и его последующая деятельность была сведена к узким задачам по выполнению отдельных элементов проекта. В последние два десятилетия архитектор вновь возвращает себе роль созидателя, ваятеля пространств, новых возможностей, мастера городской среды. Стоит вернуть традицию ставить на здания марку авторов — архитектора и застройщика. Это и почетно, и ответственно.