А вы какого цвета?

А вы какого цвета?

Власти Петербурга хотят отбирать подрядчиков с помощью рейтинга-«светофора»

Петербургские чиновники утверждают, что идея отбирать подрядчиков для городских строек с помощью рейтинга родилась не от хорошей жизни. Срыв графиков строительства социальных объектов стал в городе системой. И причину этого власти видят, прежде всего, в недобросовестности подрядчиков. Так, по состоянию на октябрь 2017 года городской комитет по строительству освоил лишь 34,4% бюджетных средств. В ноябре стало известно, что из-за неудовлетворительной работы подрядчиков комитет будет вынужден расторгнуть как минимум пять контрактов на строительство школ и детских садов. 

Среди проштрафившихся компаний оказались ООО СК «Постскриптум», которое срывает строительство детсада на 90 мест на улице Мира в Зеленогорске, и ООО «Стройрем», опаздывающее на стройке станции скорой помощи в Металлострое. По словам и. о. управляющего Фондом капитального строительства и реконструкции Бориса Паршина, подрядчики очень часто переоценивают свои силы и не могут работать в условиях, когда строительство идет одновременно с корректировками проекта. В 2017 году в Петербурге власти предъявили более 280 претензий к исполнителям госконтрактов и 181 требование к их банкам-гарантам. На фоне низких темпов исполнения адресной программы комитет по строительству неоднократно получало выговоры от губернатора Георгия Полтавченко, а глава комитета Сергей Морозов в конце ноября был освобожден от должности.

По принципу светофора

Планируется, что всех подрядчиков, работающих на бюджетных стройках Петербурга, разделят на группы в зависимости от надежности. Сформировать и потом ежемесячно обновлять своеобразный строительный рейтинг распорядился вице-губернатор города Игорь Албин. Для начала в рейтинг войдут порядка 50 подрядных организаций. По мнению чиновника, это поможет отсечь недобросовестные фирмы от городских подрядов. «Рейтинг должен стать главной репутационной составляющей для дальнейшего присутствия компаний на рынке бюджетных строек города», — заявил Албин.

Оценивать подрядчиков будут на основе нескольких критериев, которые уже подготовил комитет по строительству Санкт-Петербурга. В частности, будет учитываться качество проектно-сметной документации, обеспеченность утвержденных проектов ресурсами, качество выполняемых строительных работ и то, насколько подрядчик укладывается в график строительства. Для каждого критерия установлен набор коэффициентов и формула, которая позволит оценить отклонение каждого подрядчика от требований.

В соответствии с этой формулой подрядчики будут ранжироваться по трем зонам, составленным по принципу светофора, — «зеленой», «желтой» и «красной». Компании из «красной зоны» рейтинга рискуют потерять государственные контракты и попасть в реестр недобросовестных поставщиков. «Зеленая» зона говорит о высокой вероятности исполнения агентом своих обязательств.

Строители — против

Представители петербургского строительного рынка скептически отнеслись к «светофорной» инициативе Игоря Албина. Так, по словам заместителя руководителя рабочей группы щтаба «Улучшение предпринимательского климата в сфере строительства», директора по развитию «ЛСР. Недвижимость — Северо-Запад» Ольги Михальченко, предложенные в документе критерии оценки подрядчиков — достаточно спорные. А генеральный директор некоммерческого партнерства «Объединение строителей Санкт-Петербурга» Алексей Белоусов считает, что идея разделить подрядчиков по цветам нереализуема, потому что критериев, которые бы позволили объективно оценить надежность и устойчивость застройщиков, нет. «Все попытки, которые делались в Петербурге в этом направлении на протяжении последних двадцати лет, заканчивались крахом», — говорит Белоусов. По его мнению, если комитет по строительству проводит конкурс, то пользоваться «светофорными критериями» ему запрещает федеральный закон №44ФЗ. Если же эти критерии будут применяться на этапе исполнения контракта, то здесь прямая задача госзаказчиков — следить за тем, чтобы подрядчики работали, а не ставить им красные, зеленые или желтые метки.

В свою очередь, генеральный директор компании «Master Девелопмент» Вячеслав Семененко уверен, что введение подобных критериев противоречит не только законодательству о госзакупках, но и закону о саморегулировании. «Прокуратура попросит: а ну-ка, ребята, покажите нам в законодательстве Российской Федерации, где у вас тут желтое, зеленое или красное», — отмечает он. По словам Семененко, он бы лично предложил другую схему работы с подрядными компаниями. «Я бы собрал старых подрядчиков, которые уже имеют за плечами опыт строительства в Петербурге бюджетных объектов, и поговорил с ними о том, что надо сделать, чтобы восстановить доверие между заказчиком и подрядчиком, — говорит менеджер. — И желательно, чтобы это были местные компании, так как в работе с госзаказами следует, в первую очередь, опираться на представителей старого петербургского стройкомплекса, у которого есть здесь своя материальная база и инженерный состав».__


Справочно

На данный момент комитет по строительству выступает заказчиком по 99 объектам капитальных вложений, в 2018 году таких объектов будет 96. В 2018 году из бюджета на эти цели направят 18,5 млрд рублей, в 2019 году — 19,3 млрд, в 2020 — около 7 млрд. Вновь начинаемых объектов в АИП следующего года — 12.