Историческое здание было построено в 1740-х годах предположительно князьями Голицыными. Когда в начале XIX века его приобрел канцлер Российской империи, просветитель и меценат граф Николай Румянцев, особняк сразу стал «центром наук» и «храмом муз». Парадный вид дому хозяин придал за счет нового фасада. Приглашенный для этих целей молодой архитектор Василий Глинка украсил лицевую сторону здания двенадцатиколонным портиком, а в тимпане фронтона поместил барельеф «Аполлон Мусагет на Парнасе в окружении девяти муз и матери их Мнемозины», выполненный скульптором Иваном Мартосом.
По словам заместителя председателя городского комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП) Александра Леонтьева, особняк Румянцева как нельзя лучше иллюстрирует историю всего Петербурга. Однако так случилось, что одно из красивейших строений Северной столицы очень нуждалось в обновлении — в последний раз реставрационные работы здесь проводились 20 лет назад. Александр Леонтьев рассказал, что в первую очередь было необходимо привести в порядок фундамент, так как фасад корпуса отрывался от остального здания на протяжении не одного века. «Несколько владельцев пытались с этим бороться, а в этом веке уже серьезно пришлось заниматься вопросом укрепления фундаментов и, можно сказать, прикреплением стены к поперечным стенам, отходящим вглубь двора», — отметил он. Требовалась реставрация и самому фасаду, который в последнее время, по утверждению специалистов, находился в аварийном состоянии.
Эксперты отмечают, что на состояние памятника архитектуры оказала влияние не только капризная петербургская погода, но и то, что здание расположено практически у самой Невы, которая раньше подходила к «красной линии» Английской набережной значительно ближе. «Постепенно вода размывала основания, фундаменты портились, где-то прогнили лежни», — пояснил представитель КГИОП.
Реставрационные работы в особняке выполняли специалисты компании «Возрождение Петербурга». Они привели в порядок чугунное ограждение балкона и гранитный цоколь фундамента, укрепили многочисленные декоративные элементы на фасаде особняка, а также отреставрировали знаменитый барельеф. А многое пришлось восстанавливать практически заново. Например, некоторые детали лепнины оказались полностью утрачены и воссоздавались по расчищенным соседним образцам. В итоге сегодня, стоя перед обновленным фасадом, можно до мельчайших деталей рассмотреть миниатюрные украшения нимф, их венки и даже старинные музыкальные инструменты, которые они держат в руках.
Общая стоимость реставрационных работ составила чуть больше 40 млн рублей. Впрочем, фасад особняка пока не обрел свой окончательный исторический облик: под фронтоном не хватает надписи «Отъ Государственного канцлера графа Румянцева на благое просвещение». За десятилетия буквы несколько раз покрывали краской и штукатуркой, поэтому было решено ее демонтировать, а сами латунные буквы расчистить и позолотить. Надпись мастера планируют вернуть на здание до конца 2022 года.
Александр ЛЕОНТЬЕВ, заместитель председателя КГИОП:
«Наконец, мы решили все проблемы — укрепили фундаменты, закрепили стены, отреставрировали фасад, и, я надеюсь, этот памятник архитектуры будет стоять неколебимо, как Санкт-Петербург»