Мы живем в эпоху стремительных изменений всех сфер нашей жизни. Архитектура как непосредственно связанная с городом и человеком специальность не может не реагировать на подобное развитие событий. Однако изменения происходят не быстро, что особенно заметно на примере образовательных учреждений. Чуть лучше ситуация с частными школами, но их не так уж много, в особенности тех, у кого есть специально построенные здания. Здесь ситуация несколько лучше. Для заказчика есть два пути — найти архитектурное бюро и довериться ему или запустить архитектурный конкурс, где ты можешь четко сформулировать определенные рамки и свое видение. Такая практика позволяет привлечь иностранные бюро с релевантным опытом, а также дать возможность российским командам объединиться с ними в консорциумы, что помогает развивать отрасль внутри страны.
Идей хватает
Недавний пример — конкурс на разработку архитектурно-градостроительной концепции образовательного центра «Летово» в Москве, организованный Level Group. На этом примере видно, какие существуют сейчас тренды в проектировании образовательных учреждений и в каких условиях, возможно, будут учиться наши дети лет через 10.
«Среди немногих наших частных школ большинство работает по классической фронтальной модели, когда ученики слушают учителя в классе, сидя перед ним рядами», — рассказывает руководитель проектов компании Citymakers (оператор конкурса) Александр Зальцман. При этом в мире есть много интересных идей по организации учебных пространств. Например, в школах, спроектированных Fielding International (один из финалистов конкурса, автор проекта Международной школы в Казани), зачастую школьный класс привязывается к отдельной «групповой ячейке» — как в детсаду, но без кроваток. В такой ячейке есть пространства для общеклассных уроков, отдельные зоны для работы в группах и даже зоны для индивидуальных занятий.
Модельный подход
Данная практика применяется уже во многих образовательных учреждениях, таких, например, как Primary School Gartenhof (Альшвиль, Швейцария). Там здание школы располагается между двух улиц, при этом не делит пространство, создавая центр притяжения для всего сообщества. Внутренний двор организован так, чтобы свет и воздух проникали как можно глубже в здание корпуса, появляется больше дополнительных учебных пространств. Крытое структурное пространство «мост» на первом этаже — место для общих встреч, общие комнаты, библиотека, учительская, столовая, спортзал, в каждом классе — кабинеты для групповой работы.
Сегодня, по словам Александра Зальцмана, современный мировой подход к образовательным пространствам противопоставляет себя фронтальной образовательной модели класса. Этот подход реализуется в некоторых европейских образовательных системах (например, подходы Монтессори и Реджио) и авторских образовательных моделях.
Ключевым отличием школ нового типа является рассадка в классах, она может быть разной: фронтальной, круговой, офисной (в зависимости от метода работы преподавателя). Все пространства школы рассматриваются как потенциально образовательные. Уроки могут проходить где угодно — от спортзала до коридора. Максимальная гибкость использования пространств школы для занятий позволяет не слишком сильно раздувать параметр приведенной площади школы на ученика, который растет в частных школах и вызывает риск неэффективного использования пространства — с точки зрения экономики всего проекта.
Постучать по дереву
На Западе, особенно в Скандинавских странах, более мягкие нормы по использованию дерева в отделке и конструкциях зданий, поэтому очень часто школы деревянные. Внимательно здесь относятся к использованию цвета в интерьере: некоторые современные школы создают нейтральную цветовую среду, другие предпочитают цвет в отделке интерьера — насыщенные цвета используются в зонах физической активности, пастельные — в местах, предназначенных для учебы, чтения или отдыха. Школа не стремится изолировать класс от окружения и мира, как это делает классическая школа. Классы могут иметь стеклянные стены, через которые видно перемещающихся по коридору людей, а также могут иметь большие поверхности остекления, открывающие виды на природу.
Можем же…
Российские частные школы (Сколково, Летово, Международная школа в Казани) — редкие проекты, в которых реализуются указанные принципы. Кроме того, удивительно видеть первые ростки изменений — недавно школа-пансионат Летово для одаренных старшеклассников неожиданно для всех получила звание второй в мире школы по рейтингу International Baccalaureate. Подобные победы, архитектурные конкурсы и новые реализованные проекты школ показывают «как можно» и дают надежду, что современные архитектурные практики и сфера образовательных учреждений «заиграют новыми красками».
В здании Kalasatama School and Day Care (Хельсинки, Финляндия) расположены школа и детский сад. Отсутствие традиционных парт и пространственное решение приближают учеников к учителю, окружающая среда создает стимулы и поощряет интерактивность. Идея обустройства и дизайна школы заключается в создании духа общности и развитии социальных навыков. В здании предусмотрены столовая, библиотека, трансформируемые помещения для занятий.
Copenhagen International School (Копенгаген, Дания) — показательный пример устойчивого развития с солнечными батареями на фасаде как часть архитектурной концепции. Внутреннее пространство школы поделено в соответствии с потребностями определенной возрастной группы учащихся — фойе, спортивные помещения, библиотека и мастерские.
Здание Mosfellsbær Preperatory High School (Мосфедльсбайр, Исландия) вплетено в ландшафт окрестностей, повторяет форму холмов. Материалы, используемые в отделке и интерьере школы, подобраны в соответствии с необходимым эффектом поглощения звуков от прилегающей автомобильной трассы. Гибкость и новаторские методы обучения являются руководящими элементами дизайна внутренней структуры здания. Прогулочный пандус на крыше, пространство для мероприятий и выставок, в здании четыре академических отсека, один научный и один художественный, библиотека.
Номер публикации: №45 19.11.2021