Для создания арт-объекта использовались стеклянные кирпичи Фальконье — любимый архитекторами строительный материал эпохи модерна, который в 1886 году запатентовал швейцарский архитектор Гюстав Фальконье (Gustave Falconnier).
Стеклоблоки использовали там, где было нежелательно устанавливать обычные окна — из-за возможности распространения огня при пожаре или чтобы сохранить тайну частной жизни, например, на брандмауэрных стенах, выходящих во двор соседа. Через такие блоки ничего не было видно, они рассеивали свет, были прочными и огнеупорными, мало весили, имели хорошую звукои теплоизоляцию.
Изобретение Гюстава Фальконье применялись для остекления окон, куполов верхнего света, зимних садов и оранжерей, торгово-выставочных павильонов и других сооружений. В век новых технологий стеклоблоки ушли из массового использования, но остались в поле зрения художников. Вдохновением для арт-объекта «Кристалл представления» послужили сохранившиеся до наших дней исторические кирпичи, которые были частью экспозиции выставки «Фальконье. Архитектура света» в прошлом году.
348 старинных стеклоблоков Фальконье стали основой для идеи Сергея Кузнецова и теперь в виде инсталляции будут украшать двор Музея архитектуры на Воздвиженке.
Сергей Кузнецов рассказал, что «Кристалл представления» «олицетворяет всю красоту и сложность такого художественного строительного материала, как кирпич Фальконье, который и м е е т бесконечное количество проявлений вне зависимости от освещения, погоды, архитектуры».
Кирпичи помещены в каркас из нержавеющей стали, спроектированный по типу сот, внутри которых закреплены камни. Высота объекта — 5 м, ширина — 3 м, глубина — 50 см. Скульптура весит почти 7 тонн.
В основу образа легла универсальная кристаллическая форма Фальконье, а сама структура получилась технически очень сложной — с несколькими режимами подсветки и музыкальным сопровождением. С одной стороны, арт-объект четко организован, имеет жесткую структуру, но в то же время звучит, переливается, свет размывает границы, скрадывает очертания. Особенно эффектно это выглядит в темное время суток. К разработке детального проекта подключились архитектор Иван Греков и бюро KAMEN, а также инженеры из компании «КРОСТ».
Инсталляция была спроектирована и изготовлена в индустриальном парке концерна «КРОСТ» на заводе металлоконструкций.
Для арт-объекта применили технологию BIM-проектирования: создали цифровой двойник в компьютере. Так как стеклянные блоки Фальконье старые и изготавливались вручную, выдувались в деревянных формах, они все имеют геометрические отклонения по габаритным размерам. Поэтому спроектировать металлокаркас нужно было так, чтобы поместить в ячейку разные по габаритам блоки и светодиодную ленту.
Для монтажа арт-объекта во внутреннем дворе Музея имени А. В. Щусева было изготовлено фундаментное основание с регулируемыми по высоте 8 шарнирными опорами, которые позволили перераспределить нагрузку и установить арт-объект на неровной площадке городского рельефа.
Сергей КУЗНЕЦОВ, главный архитектор Москвы:
«В названии инсталляции многие узнают отсылку к картине Георгия Данелия «Кин-дза-дза!», где похожий элемент появляется в кадре буквально на пару минут. Мимолетная вещь, мы не знаем даже, какая у него функция. «Арт-объект заигрывает с воображением зрителя, все время меняясь у него на глазах и вызывая на диалог, предлагает то ли отправиться к дальним планетам, то ли погрузиться в прошлое и отправиться гулять по старинным улочкам Москвы»
Номер публикации: №19 24.05.2024