Распространение коронавирусной инфекции и принятие в связи с этим ограничительных мер могут поставить перед проектировщиками и архитекторами новые вопросы и задачи. Как изменится градостроительная политика крупных городов после пандемии? Какими будут жилые и общественные здания, публичные городские территории?
В последние годы одним из основных векторов развития городов стало создание общественных пространств. По мнению главного архитектора Москвы Сергей Кузнецова, общественные пространства совершенно необходимы для полноценного и качественного города. «Создание общественных пространств и впредь будет способствовать формированию качественно нового здорового образа жизни», — полагает архитектор. Однако после начала пандемии многие общественные пространства, так необходимые для прогулок и занятий физкультурой на открытом воздухе, оказались закрытыми. Это заставляет архитекторов задуматься над тем, как компенсировать горожанам такую потерю. По мнению экспертов, после завершения пандемии коронавируса в жилищном строительстве могут проявиться новые тренды: в домах чаще будут проектировать «собственные» спортзалы, кинотеатры, хранилища для продовольственных и бытовых товаров. Кроме того, «модой» может стать увеличение площади балконов, обустройство террас и эксплуатируемой кровли.
«В Европе балконы и террасы традиционно являются частью типологии квартир», — считает партнер архитектурного бюро Herzog & de Meuron Ольга Большанина. Достоинствами дома будут считаться не только его автономность и изолированность, но и наличие открытых пространств для сохранения контакта жителей с внешним миром. «Маленькие площади квартир вынуждают людей искать дополнительное пространство для прогулок, в связи с этим балконы вернутся в современную застройку», — считает архитектор. Согласен с ней и генеральный директор Агентства стратегического развития «ЦЕНТР» Сергей Георгиевский. «Понимание, что общественное пространство — это не мое, его всегда могут закрыть, поднимает интерес к таким помещениям, как индивидуальные балконы», — полагает он.
Вместе с тем, исполнительный директор Capital Group Михаил Хвесько напоминает, что появлению балконов в новых проектах мешают существующие нормативы и экономические параметры. «Спрос потребителя на наружное пространство есть, но система пока выстроена так, что все против этого, — говорит Хвесько. — Девелоперы имеют право на строительство определенного метража жилья, а так как общая разрешенная площадь включает в себя балконы, то они становятся более дорогими для застройщиков». Выходом из этой ситуации, по мнению представителя девелопера, мог бы стать пересмотр нормативов или создание озелененных общественных пространств внутри здания.
Стоит отметить, что пандемия может привести также к изменениям и в сфере коммерческой недвижимости. «Например, столичные торговые центры могут перепрофилироваться в точки дистрибуции или склады», — считает партнер компании EY Ольга Архангельская. А по мнению главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова, владельцы крупных торговых центров в ближайшем будущем могут переключиться на малые торговые площади. «Если формат больших торговых центров не будет приносить прибыли, то, скорее всего, мы увидим их снос, — полагает Кузнецов. — Владельцы спокойно расстанутся с этой недвижимостью и используют землю иначе».
Очевидно, стоит ожидать снижения спроса и на такие форматы недвижимости, как коворкинги и коливинги. А владельцам придется тратить средства на принципиально новые меры по обеспечению безопасности, включая модернизацию инженерных систем. Глава архитектурного бюро NOOR Architects Михаил Беляков считает, что в перспективе эти форматы недвижимости должны стать более гибкими, чем сейчас. «Я очень хочу увидеть на рынке свежие концепции, например, для молодых родителей, — с интегрированными яслями и детскими группами, — говорит он. — Некоторые коливинги могут превратиться в места, где молодые люди, получая определенные льготы или скидки на аренду, выполняют роль социальных помощников для пожилых родственников». Архитектор уверен, что новые форматы должны стать ответом на вопросы, как в условиях чрезвычайной ситуации можно обеспечить уход за пожилыми людьми или уменьшить нагрузку на медицинские учреждения. По мнению Белякова, в новых районах надо строить не только школы и поликлиники, но и современные дома для людей в возрасте.
Кроме того:
По мнению экспертов, стоит ожидать изменений в планировке транспортных объектов. Так, глава архитектурного бюро IQ: Эрик Валеев считает, что пандемия вынудит изменить схемы зонирования аэропортов и вокзалов. «По мере роста количества автономных транспортных средств и автомобилей, оборудованных системами интернета, воздушные комплексы смогут перепрофилировать свои гаражи. Паркинги, которые непосредственно соединены с терминалами, представляют собой идеальное место для размещения автоматизированных процессов регистрации заезда, проверки безопасности и контроля потоков посетителей. К тому же, это поможет разгрузить пространство самих терминалов для организации большего количества сервисов не так плотно, как ранее», — пояснил он.
Номер публикации: №18/21 29.05.2020