В этом году сжигали арт-объект «Вавилонская башня». 23-метровое сооружение из бруса, бревен, хвороста и соломы — проект архитектора Екатерины Поляковой, ставший победителем Международного открытого конкурса, объявленного еще в начале прошлого года.
Художники всегда были чувствительны и умели предвидеть различные события. Так произошло и в этот раз. «Каждый год мы строим в Никола-Ленивце большой арт-объект и сжигаем его. В этом году прошел открытый конкурс на объект Масленицы — нам пришло несколько сотен проектов. Мы были крайне удивлены, что многие из них так или иначе предлагали возвести «Вавилонскую башню». Мы выбрали лучшую — от молодого архитектора Екатерины Поляковой. Когда мы уже построили объект, мир изменился. Стало понятно, как актуальна история о Вавилонской башне и сегодня. Библейский миф как нельзя лучше описывает то, чего стоит бояться больше всего, — что движимые гордыней люди перестают понимать друг друга», — объяснили замысел организаторы в опубликованном перед мероприятием манифесте.
«Вавилонская башня» была построена за несколько месяцев командой из 16 человек в калужском поле. Гости Никола-Ленивца могли не только поучаствовать в библейском строительстве, но и подняться на вершину башни. А придал конструкции законченный вид огонь. Объятая языками пламени башня в момент превратилась в полыхающее произведение искусства, исчезающее у всех на глазах. Символично и то, что сожжение Масленицы в этом году состоялось в Прощеное воскресенье, собравшиеся гости — незнакомые друг с другом люди, обнимались и просили друг у друга прощения.
В истории Масленицы в Никола-Ленивце было много ярких событий, вызвавших споры в обществе. Художественное высказывание в калужском поле всегда актуально. В прошлом году участники перформанса жгли «корону», надеясь, что эпидемия коронавируса завершится. Сложно сказать, помог ли в этом большой костер в Никола-Ленивце, но эпидемия пошла на убыль. Несколько лет назад резонансным, в том числе среди зарубежных деятелей культуры, стал объект «Пылающая готика», появившийся после пожара в Соборе Парижской Богоматери в Париже.
Справочно:
Сжигать арт-объекты в Никола-Ленивце начали с 2001 года: именно тогда появилась главная идея — обуздать неуловимый огонь, сделав его соавтором каждого произведения. Масленица в Никола-Ленивце — не просто народный праздник с блинами и сжиганием чучела, а всегда однодневный перформанс, завершающийся эффектным большим костром. Именно таким, по мнению команды арт-парка, и должно быть настоящее искусство: оно не хранится в музее под стеклом, а появляется ненадолго, чтобы навсегда остаться в памяти каждого его увидевшего. В разное время здесь жгли «Медиабашню», «Байконур», «Градирню», «Жар-птицу», «Пирамиду», «Бастилию», «Мосты».
Номер публикации: №10 18.03.2022