Власти Северной столицы вынуждены корректировать программу сохранения и развития исторического центра.
Исторический центр города на Неве занимает около 5,8 тыс. гектаров и включает более 4 тыс. архитектурно-исторических памятников культуры. Три года назад Смольный обнародовал программу «Сохранение и развитие исторического центра Санкт-Петербурга». Ее действие распространяется на два участка: «Конюшенная» (59 гектаров) и «Северная Коломна — Новая Голландия» (68 гектаров). О том, как идет работа по сохранению исторического центра, с какими проблемами приходится сталкиваться, и что предстоит сделать в будущем, корреспондент «СГ» поговорила с председателем городского комитета по экономической политике и стратегическому планированию Еленой Ульяновой.
«СГ»: Елена Владимировна, вы курируете реализацию программы «Сохранение и развитие исторического центра Петербурга». В чем суть этой программы? И зачем она нужна?
Елена Ульянова: Сложно ставить под сомнение тот факт, что наш исторический центр нуждается сегодня в пристальном внимании со стороны как городских властей, так и жителей Петербурга. И принятие специальной городской программы стало сигналом, демонстрирующим общую обеспокоенность нынешним состоянием дел. В рамках программы сделано насколько важных шагов по выстраиванию взаимоотношений между городом и жителями.
Важно отметить, что мы решаем проблемы центра поэтапно и при участии всех заинтересованных сторон. В частности, совместно с нашим депутатским корпусом и градостроительным сообществом мы сформулировали законодательные нормы, позволяющие проводить необходимые восстановительные работы в центре. Разработана и усовершенствована методика проведения обследования. Сейчас формируем механизм проведения ремонтно-восстановительных работ в домах с локальной аварийностью. Рассматривается возможность приближения сроков капитального ремонта таких домов. В ближайшее время планируем приступить к разработке концепций социально-экономического развития пилотных территорий «Конюшенная» и «Северная Коломна — Новая Голландия».
«СГ»: Однако на заседании Совета по сохранению и развитию территорий исторического центра Петербурга звучало мнение, что городские власти ошиблись, выбрав их в качестве пилотных зон. Почему у специалистов возникли сомнения? Чем объясняется выбор именно этих территорий для старта программы?
Е.У.: Две выбранные пилотные территории, на мой взгляд, действительно, находятся не в самом критическом состоянии в сравнении с другими районами исторического центра. Результаты обследования подтвердили это. Полностью аварийных домов там не выявлено, за исключением уже расселенного дома на улице Писарева. Но одним из ключевых критериев выбора было наличие крупных инвесторов, готовых реализовывать на этих территориях якорные проекты. Город хорошо понимает, что силами одного бюджета всех проблем исторического центра не решить. Особенно с учетом нынешней экономической ситуации. И средства инвесторов должны помочь оздоровлению этих территорий, придать импульс их дальнейшему развитию. Поэтому учет инвестиционной составляющей был необходимым и очень важным условием. С этих позиций называть ошибкой выбор в пользу «Конюшенной» и «Северной Коломны — Новой Голландии» едва ли оправданно.
Другой вопрос — как правильно оценить готовность инвестора к совместным действиям, к поиску компромисса между его интересами и интересами города по сохранению культурного наследия? К сожалению, сегодня отсутствует централизованный контроль над инвестиционной деятельностью и объектами в государственной собственности на территории исторического центра. Это не позволяет нам в полной мере владеть ситуацией и эффективно управлять ее развитием. Поэтому важной задачей этого года стала проработка механизма взаимного учета интересов инвестора и города при реализации программы. В той общей атмосфере неопределенности, в которой находятся Россия и весь мир, резкого повышения инвестиционного интереса к историческому центру, на мой взгляд, ждать не стоит. Влияние общеэкономических факторов на настроение и поведение инвесторов сегодня слишком высоко. Изменить ситуацию в российском финансовом секторе и повысить доступность «дешевых и длинных денег» у нас вряд ли получится на уровне региона. Но мы вполне можем на данном этапе выработать понятные бизнесу механизмы инвестирования в развитие исторического центра. Поэтому нашу задачу на ближайшую перспективу мы видим в разработке юридической схемы привлечения инвесторов для развития территорий. В том числе, различных вариантов софинансирования создания объектов инфраструктуры в пилотных районах.
«СГ»: Будет ли у программы продолжение? Какая территория, на ваш взгляд, больше всего подходит для этого?
Е.У.: Реализация программы обязательно будет продолжаться. Мы не можем в одностороннем порядке снять с себя обязанность по сохранению исторического центра города. Я не исключаю корректировок содержания или формы взаимодействия, может меняться состав исполнителей, могут добавляться какие-то мероприятия. Но обозначенные губернатором Санкт-Петербурга Георгием Полтавченко идеология и цели программы, безусловно, останутся неизменными.
Что касается следующей, третьей, зоны реализации программы, то ею станет территория «Лиговский проспект», ограниченная Лиговским проспектом, набережной Обводного канала, Воронежской улицей, улицами Константина Заслонова и Разъезжей. Пожалуй, это наиболее подходящая территория в историческом центре, требующая комплексных преобразований. В этом году планируется провести ее обследование и перейти к проведению историко-культурной экспертизы.
«СГ»: Где будут строиться дома для переселения жильцов? И что делать, если люди не захотят уезжать из центра на окраины?
Е.У.: Строительство маневренного фонда продолжится по двум адресам: на улице Солдата Корзуна, участок 3, и в Петродворце, северо-восточнее пересечения Астрономической улицы и Ульяновской улицы. Сейчас ведется проектирование домов. Нежелание людей уезжать из центра понятно. Как раз для того, чтобы сделать процедуру возможного переселения жителей из аварийного жилья в маневренный фонд более комфортной и управляемой с точки зрения жителя, в последние два года мы вместе с депутатами и самими петербуржцами формировали пакет поправок в федеральное законодательство. В соответствии с предложенными поправками, которые в настоящее время проходят процедуру согласования в Законодательном собрании Санкт-Петербурга, без согласия жителя такое переселение в маневренный фонд невозможно. Что касается домов с локальной аварийностью, то в большинстве случаев проведение ремонтно-восстановительных работ в таких домах не потребует переселения. Поэтому, думаю, никаких проблем с жителями возникнуть не должно.
«СГ»: Если давать оценку тому, что сейчас происходит с программой «Сохранение и развитие исторического центра Санкт-Петербурга», — это перезагрузка или все-таки остановка?
Е.У.: Жизнь вносит коррективы во все наши планы, это неизбежный процесс. Программа сохранения и развития исторического центра — не исключение. Еще на старте ее реализации подчеркивалось, что работа по решению проблем территорий «Конюшенная» и «Северная Коломна — Новая Голландия» должна помочь нам выработать наиболее эффективную стратегию для дальнейших действий по сохранению исторического центра, именно это сейчас и происходит. Программа корректируется с учетом опыта, полученного нами на первом этапе. Сегодня она реализуется не в тех условиях, для которых разрабатывалась. Иначе говоря, программу по сохранению исторического центра Петербурга тоже необходимо приспособить «под современное использование». В известном смыслеэтот процесс можно назвать перезагрузкой.
«СГ»: Как вы считаете, скажется ли сокращение финансирования программы на ее качестве? Изменится ли подход к реализации программы?
Е.У.: В этом году в программу были внесены изменения. В рамках оптимизации подпрограммы «Сохранение и развитие исторического центра Санкт-Петербурга» общегородские мероприятия, реализация которых не относится напрямую к сохранению и развитию исторического центра Санкт-Петербурга, перенесены в отраслевые государственные программы. Если говорить конкретно, речь идет обо всех мероприятиях по проектированию, строительству и реконструкции объектов инженерно-энергетического комплекса, о реконструкции Сенной площади, реконструкции Главной водопроводной подстанции, ремонту Арсенальной набережной, установке туристско-информационных киосков и т. д. За счет переноса мероприятий в отраслевые программы общий объем финансирования уменьшен почти на 21 млрд рублей и сейчас составляет 29 млрд рублей до 2020 года. Также из программы исключены мероприятия, не обеспеченные финансированием, что сделало ее, на мой взгляд, более реалистичной и жизнеспособной.