Выставкой нереализованных проектов зодчие города решили напомнить властям о своих профессиональных проблемах
На днях в Омске прошла не совсем обычная выставка. В зале Дома художника были представлены нереализованные архитектурные проекты, которые вряд ли уже когда-нибудь получат воплощение. Здесь оказались собраны концептуальные проекты последнего времени, эскизные предложения 90-х годов и просто идеи и замыслы архитекторов Омска. Самые ранние работы относятся к позднесоветскому периоду. Причина, по которой они не были реализованы, проста — нехватка денег и развал Союза. Именно поэтому не был реализован замысел известного омского художника Виктора Десятова. В 1986 году он предлагал создать в центре Омска городок для художников и скульпторов-монументалистов — целый комплекс из малоэтажных блоков творческих мастерских с магазином и галереей. Как рассказал автор, тогдашний глава горисполкома Юрий Глебов уже и землю выделил, и подрядчик был определен, и деньги найдены, но настал 1990-й год, и вся эта затея лопнула. Похожая история случилась и с проектом культурного центра в Таре (1989 год), который планировали возвести к 400-летию города.
Из-за нехватки денег остались на бумаге и многие современные проекты. После экономических кризисов 2008 и 2014 годов инвесторы уже не отваживаются на реализацию масштабных замыслов. Поэтому так и остались невостребованными проекты восстановления ветхого жилья в центре Омска, планы реконструкции Омской крепости, застройка ныне разрушенной улицы Бударина, футуристический проект переустройства Привокзальной площади с подземным торговым комплексом и сквером над ним, комплекс аэропорта Омск-Федоровка… В некоторых случаях застройщики пошли по пути упрощения и удешевления проектов и вместо авторских зданий возводят однообразные кирпичные кварталы.
В рамках выставки прошел «круглый стол», на котором архитекторы обсуждали свои профессиональные проблемы. Настроения у участников были разные. «Раньше была надежда, что какие-то работы еще будут востребованы, а сейчас такие надежды исчезают, — заявил архитектор Андрей Гетте. — Во-первых, по экономическим причинам, а во-вторых, из-за тотального хамства. Культурное население города вымывается. Когда-то в стране был вкус к архитектуре даже при дефиците денег. Сейчас этого нет. Поэтому и появляются безликие торговые комплексы. Произведений искусства в городском строительстве последнее время не создается, поэтому и обходятся без нас». «Мы находимся в рынке и в этих условиях не выдерживаем конкуренции, потому что идет демпинг и выигрывают более дешевые проекты, — заявил архитектор Олег Фрейдин. — Но нужно доказывать, что в городе есть профессионалы и они могут решать проблемы. А для этого нужно как-то себя обозначать, обращаться к жителям города. Город должен хотеть иметь качественную архитектуру и требовать ее от власти. Так что должен быть общественный запрос на качественную архитектуру, а мы могли бы заниматься воспитанием заказчика».
А вот председатель правления Омской организации Союза архитекторов России Александр Бегун в отличие от коллег считает, что выставка — это отнюдь не пессимистичный показ со знаком минус, наоборот — демонстрация положительного потенциала омских архитекторов. «Здесь представлены хорошие, профессиональные проекты, — пояснил он. — Идеи не умирают, это в каком-то смысле «наработка мышц» и творческих замыслов, которые можно применить в другом месте. Архитекторы должны выставлять работы и показывать свою состоятельность. Этими работами мы показываем, что имеем право на свое профессиональное суждение. И его нужно отстаивать на всех уровнях и пропагандировать, мнение профессионалов должно быть услышано».