«Окна-картины»: фасады нового корпуса Третьяковки украсили репродукциями шедевров русских художников

«Окна-картины»: фасады нового корпуса Третьяковки украсили репродукциями шедевров русских художников

«Окна-картины»: фасады нового корпуса Третьяковки украсили репродукциями шедевров русских художников АГН «Москва»

В мае Третьяковская галерея отметила день рождения — 166 лет назад Павел Третьяков приобрел первые полотна для своей коллекции. На 2024 год намечено открытие нового корпуса знаменитой Третьяковки в непосредственной близости от главного здания. Фасадные работы на объекте в районе Якиманка почти завершены, а его стены уже украшают «окна-картины», обрамленные широкими рамами.

С помощью цифровой печати на стекла производителя «Гардиан Стекло Сервисис» нанесли репродукции полотен русских художников — «Грачи прилетели» Алексея Саврасова, «Богатыри» Виктора Васнецова, «Неизвестная» Ивана Крамского и другие шедевры музея. С появлением нового галерейного комплекса общей площадью около 35 тыс. квадратных метров, где разместятся реставрационные мастерские, научный фотоархив и фондохранилище графики, существенно расширятся выставочные и экспозиционные площади одного из самых знаменитых музеев России, что поможет сформировать на культурной карте Москвы еще одну точку притяжения для гостей и жителей столицы.

Авторами проекта стали Сергей Чобан и Игорь Членов из архитектурного бюро SPEECH. По словам руководителя бюро Сергея Чобана, фактурный красный кирпич и белый камень для облицовки фасадов здания были выбраны не случайно: такое сочетание материалов характерно для зданий в этой части столицы и, в частности, для Третьяковской галереи. Терракотовые поверхности — кирпичные, штукатурные, бетонные, а также белые наличники — то, что мы привыкли видеть в историческом здании музея в Лаврушинском переулке. Таким образом, выбранный для нового корпуса материал и цветовая гамма подчеркнут преемственность архитектурного языка зданий музея, построенных в разные исторические эпохи.

SPEECH

Основной идеей было отразить в первую очередь содержание музея — уникальную коллекцию картин русских художников. Поэтому элементом фасадного решения стало размещение «окон-картин». Терракотовый фасад украшают рамы из белого камня: их расположили на фасаде по принципу шпалерной развески картин, когда произведения искусства занимают всю площадь стены, а расстояние между рамами — минимальное.

Илья Иванов/ Москомархитектура

«Окна-картины», ставшие узнаваемой чертой нового здания, появились на фасадах, обращенных на Кремль, Кадашевскую набережную, Толмачевский и Лаврушинский переулки. Примечательно, что репродукции расположены только с двух сторон — там, где сосредоточены общественные и рекреационные пространства: фойе, зоны отдыха, кафе и рестораны, гардеробы и магазины. Приоритет музея — сохранность экспонатов, поэтому большие площади остекления в выставочных залах и хранилищах просто недопустимы. Прямой солнечный свет нарушит исключительные условия хранения и экспозиции картин.

SPEECH

В «окнах-картинах» используется двойное остекление. Внешний слой триплекса — крупноформатные стекла ExtraClear размером 3 на 6 метров, для внутреннего слоя используется солнцезащитное стекло SunGuard HD Silver Grey 32. Именно оно несет все основные нагрузки и обеспечивает надежную солнцезащиту и полную оптическую прозрачность. Стекло имеет высокую зеркальность и служит своеобразной «подложкой» для картин на фасаде, оживляя их благодаря игре отражений. По словам экспертов, для реализации подобных решений подойдет не каждое архитектурное стекло.

Вот что рассказал «Стройгазете» технический специалист «Гардиан Стекло Сервисис» Сергей Слюсарь: «Практически все продукты нашей компании можно использовать для нанесения изображений. Некоторые покрытия можно окрашивать полностью, на другие — только наносить рисунки или окрашивать лишь краевую зону. Хороший пример — продуктовая линейка SunGuard HD, применяемая на данном проекте. На продукты серии HD можно наносить шелкотрафаретную печать в виде различных рисунков и узоров, а также полностью окрашивать стекло по всей его поверхности. На этом проекте покрытие SunGuard HD Silver Grey 32 используется на наружном многослойном стекле (триплексе) в позиции 4, а краска наносится принтером на позицию 2».

Фото Guardian Glass.jpg

В целом, по словам эксперта, в последние годы в мире наблюдается рост рынка печати на стекле. Причем используется стекло с печатью чаще всего в строительной отрасли — в фасадном и кровельном остеклении.

Наиболее часто используемый, простой и экономичный метод нанесения изображения на стеклянную поверхность — шелкография: на стекло с помощью сетчатого трафарета наносится краска, а после — поверхность запекается. После закаливания рисунок становится частью стеклянной панели: выглядит ярко и четко, и при этом сохраняет конструкцию светопрозрачной.

Более сложные или индивидуальные изображения наносятся на стекло с помощью широкоформатной цифровой печати. Обычно рисунок просто разбивается на несколько элементов (каждый элемент на отдельной панели), а затем формируется на фасаде в единое целое.

Часто изображение на стеклянном фасаде имеет не только декоративную функцию: чередование участков с разной прозрачностью регулирует поток солнечного света, поступающего в помещение, что дает возможность сформировать дополнительный защитный слой и повысить энергоэффективность светопрозрачной конструкции. В сочетании с низкоэмиссионным стеклом, обеспечивающим минимальные теплопотери, стекло с изображениями на нем может помочь снизить затраты на кондиционирование и отопление: дополнительный слой способствует повышению селективности стекла (отношение количества пропускаемого света к количеству пропускаемого тепла).