
Строительный университет: новый уровень интеллектуального потенциала созидания
Первое сентября — самый значительный день для любого университета. Именно эта дата — начало нового учебного года — всегда символизирует традиции и фундаментальность академической системы и, одновременно, новый, следующий этап ее развития.
В этом, первом году пятилетки подготовки к своему вековому юбилею Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет (НИУ МГСУ) — лидер отечественного строительного образования и научных исследований — традиционно откроет двери для более чем трех с половиной тысяч своих новых студентов и представит академическому и профессиональному сообществу новый бренд нового уровня интеллектуального потенциала и профессиональной ответственности университета в качественном развитии созидательной деятельности.
В новейшей истории успешной реализации программы развития университета в качестве национального исследовательского НИУ МГСУ активно формирует новую парадигму строительства, предлагая целый ряд масштабных академических и организационных инновационных проектов и инициатив, позиционирующих НИУ МГСУ не только в традиционных рамках отрасли, но и как один из ведущих технических университетов России с существенно более широкой областью профессиональной ответственности, ограниченной не только этапом стройки, но полным циклом планирования, проектирования, создания, эксплуатации и использования строительных систем — комфортной, безопасной, эффективной и качественной среды жизни и деятельности наших граждан, по сути — университет созидания нового уровня.
Академический ландшафт профессионального образования в нашей стране в последние годы серьезно трансформирован несколькими этапами глубоких смысловых и организационных реформ, ориентированных на построение новой модели отраслевой и региональной системы подготовки кадров и перестройку сети образовательных организаций с акцентом на комплексную подготовку инженеров, основная часть которой унифицирована общими компетенциями. Это значит, что в будущем строительное образование станет развиваться преимущественно в рамках более масштабной политехнической модели, а отраслевые университеты, несмотря на стратегическую перспективу и соответствие подобного подхода мировому тренду, рискуют утратить собственную идентичность и качество подготовки кадров на переходном этапе.
С учетом сказанного, очевидно, что именно теперь наступил исключительно важный и ответственный этап развития для каждого отраслевого университета, разумное соотношение количественных и качественных изменений в рамках которого, активная профессиональная позиция и компетентность, инновационный потенциал и, в немалой степени, мудрость и неравнодушие коллектива определят его путь и судьбу на следующие десятилетия. Процесс уже начался и сегодня кадры для строительной отрасли готовят лишь 7 отраслевых архитектурно-строительных и строительных университетов, но уже 5 региональных опорных и 6 федеральных университетов в профильных институтах, а также более 100 факультетов и институтов технических и технологических университетов по всей стране.
Каждому отраслевому университету предстоит сделать выбор и нести ответственность за сохранение академических традиций и, одновременно, качественное развитие профессионального образования либо самостоятельно, либо в составе более масштабной политехнической модели объединенной образовательной организации, например — регионального опорного университета. Однако в первом случае, и это объективно определяется сегодня конкретными реальными социальными и экономическими условиями, избранному пути принципиально возможно соответствовать, только масштабно расширяя собственные профессиональные компетенции новыми границами профессиональной ответственности отрасли, активно развивая инновационные направления исследований, открывая и наполняя отраслевым смыслом новые, в том числе уникальные и междисциплинарные направления подготовки и образовательные программы всех уровней, активно внедряя современные методики формирования у обучающихся так называемых «надпрофессиональных» компетенций (системное мышление, коммуникабельность, управление командами и проектами, принятие решений и оценка риска, эффективное производство и др.), используя актуальные цифровые образовательные технологии, фактически формируя новую, в известной степени — политехническую, модель собственного образовательного пространства как основу качественного развития отраслевого, соответствующую не только современным, но и перспективным тенденциям социального и научно-технического прогресса.
Подобная модель современного университета мирового уровня, в котором научная деятельность коллектива не менее масштабна и значительна, чем образовательная, предполагает активное развитие фундаментальных и прикладных предметных исследований, представляя науку, которую в нашей стране традиционно принято называть «вузовской» или «университетской», на новом уровне ее связи и непосредственного влияния на реальный сектор экономики отрасли, масштабно используя результаты исследований в практической экспертной и научно-технической деятельности, нормотворчестве, консалтинге, оперативной и перспективной аналитике, стратегическом планировании, позиционируя университет в качестве не просто образовательной организации, но и научного центра профильных компетенций государственного уровня.
Именно в соответствии с этой новой перспективной моделью развивается сегодня НИУ МГСУ, именно на этом университет акцентирует внимание в начале нового учебного года новым комплексом элементов фирменного стиля, включая оригинальный логотип, палитру фирменных цветов, оригинальную графику, смысловой ряд ключевых фраз, формирующим новый уровень представлений, эмоций, ассоциаций и профессионально ценностных ориентиров НИУ МГСУ сегодня и в будущем.
Наш университет активно развивается, мы сумели серьезно повысить заработную плату профессоров и преподавателей, сделали основные кадровые позиции действительно конкурентоспособными. Мы перестраиваем учебные планы, открываем новые образовательные направления. Сегодня НИУ МГСУ начинает новый этап развития, связанный с качественными изменениями. Впервые за долгие годы мы не корректируем штатное расписание в сторону уменьшения, а, наоборот, открываем новые позиции профессоров и преподавателей с комфортными нормами учебной нагрузки. В университете формируются новые направления исследований, связанные с современными цифровыми технологиями и информационным моделированием, кибернетикой и интеллектуальными системами, перспективными конструкциями и материалами, биотехнологиями и бионикой, аддитивными технологиями, логистикой, системотехникой и инжинирингом, коммунальным комплексом, реконструкцией и реставрацией, социальным и психологическим анализом, и многие другие. Активно развиваются востребованные отраслью и государством практические направления деятельности, нас по-другому воспринимают теперь наши коллеги и партнеры. Мы уверенно смотрим в завтрашний день, и пусть наш новый образ и амбициозные планы покажутся кому-то слишком смелыми, мы непременно делом докажем, что принимаем сегодня верное для развития университета решение!
Символика развития
Новый логотип Национального исследовательского Московского государственного строительного университета (НИУ МГСУ) представляет собой контурное изображение литеры «С» («Строительство», «Созидание», «Студент», «Construction» (англ. «Строительство») и проч.), сформированное из восьми оригинальных сегментов — многоугольников и вписанное в правильный восьмиугольник — октагон — символ всеобщности, устойчивости, постоянства, целостности и, одновременно, перехода уровней познания мира, обновления и прогресса. Именно так понимается сегодня теория и практика созидания — многогранной профессиональной и творческой деятельности, искусно объединяющей различные элементы и этапы на основе уникальных традиций зодчества и, одновременно, новых перспективных научных направлений. В восточной вершине октагон, схематично представляющий цикличность созидательной деятельности, открыт в форме подковы — талисмана удачи, счастья и благополучия, — символизируя ее восприимчивость к внешнему миру, социальному и техническому прогрессу и, одновременно, ограничение их негативного влияния на человека и природу.
Преемственность контуров традиционного символа зодчих — циркуля — прослеживается в гранях верхнего сегмента, определенно ориентирующего всю конструкцию логотипа в пространстве ввысь. Семь других сегментов логотипа символизируют интеграцию и единство целей различных направлений созидания, представленных в составе университета отдельными структурными подразделениями — институтами и филиалами. Логотип представлен в традиционных для университета синем и белом цветах, символизирующих мудрость, нравственную чистоту и профессиональную честь. Справа от логотипа заглавными буквами обозначено актуальное наименование университета — «Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет», масштабный акцент в начертании которого («Строительный университет») емко и лаконично позиционирует уникальность и отраслевую идентичность комплексного направления академической деятельности университета в ее новом горизонте профессиональной ответственности.
Номер публикации: №34 от 01.09.2017