Проблема сохранения многоквартирных домов — объектов культурного наследия продолжает активно обсуждаться и в регионах, и на федеральном уровне. Полемика по этому вопросу обострилась в связи с предложением о передаче права принимать решения об исключении домов из Единого государственного реестра ОКН с уровня правительства РФ на уровень регионов. Выступая на состоявшемся недавно в Совете Федерации круглом столе, председатель комитета СФ по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова отметила, что почти половина опрошенных субъектов выступает против этого. По мнению экспертов, это может приведет к необоснованному исключению таких объектов из реестра и их утрате. Но главное — регионы опасаются, что на них будут переложены финансовые затраты, связанные со сложным ремонтом ОКН.
Между тем, многим субъектам по плечу самостоятельно профинансировать ремонт и реставрацию многоквартирных домов, являющихся объектами культурного наследия, в этом, в частности, убеждает опыт Москвы. И дело тут не столько в большом столичном бюджете, сколько в продуманной организации сохранения объектов культурного наследия. Как рассказал первый заместитель руководителя Мосгорнаследия — главный инспектор в области государственной охраны объектов культурного наследия города Москвы Сергей Мирзоян, для начала из 360 многоквартирных домов — объектов культурного наследия было отобрано 22 дома. В этих зданиях в течение ближайших трех лет планируется провести реставрационные работы. Дома нуждаются в восстановлении утраченных элементов, поэтому сметы верстаются по реставрационным сборникам. Все работы с объектами, имеющими сложный архитектурный и лепной декор, должны проводиться специалистами соответствующими методами с применением дорогостоящих материалов.
Разумеется, взносов собственников многоквартирных домов на капитальный ремонт — порядка 18 рублей за квадратный метр — на реставрацию не хватает. Поэтому правительством Москвы был утвержден порядок по предоставлению субсидий на возмещение затрат, связанных с проведением работ по реставрации и проведению работ по капитальному ремонту общего имущества ОКН. При этом размер субсидии — это разница, которая образуется между стоимостью работ по реставрации объекта культурного наследия и стоимостью работ по капитальному ремонту общего имущества, рассчитанной, исходя из размеров предельной стоимости работ по капитальному ремонту в данном субъекте федерации. Субсидии предоставляются региональному оператору, которым в Москве является Фонд капитального ремонта многоквартирных домов города Москвы, или владельцу специального счета, если жители многоквартирного дома решили перейти на таковой.
В то же время, как отметил Сергей Мирзоян, далеко не всегда капремонт ОКН требует больших денежных затрат. Для проведения ремонтных работ в домах, которые имеют простые фасады, «штатных» взносов на капремонт вполне достаточно. «У многих объектов культурного наследия достаточно простые и гладкие фасады, максимум, что на них есть, это только руст, который может считаться относительно сложным элементом, — пояснил Мирзоян. — А так, по большому счету, на очень многих домах, например, эпохи конструктивизма, нет богатого лепного декора. Где-то он есть, но в минимальном количестве, поэтому требует проведения не реставрационных, а ремонтных работ, не более того».
Реализация московской программы сохранения многоквартирных домов, являющихся объектами культурного наследия, уже началась, реставрируется первый из намеченных объектов. Если опыт окажется успешным, он может быть использован и другими регионами.
Номер публикации: №49 11.12.2020