Сегодня оформлению станций и вестибюлей метрополитена уделяется особое внимание — как и при начале его строительства. Как было тогда? «Стройгазета» совместно с Центральной научно-технической библиотекой по строительству и архитектуре (ФБУ «ЦНТБ СиА» (cntbsa.ru) при ФБУ «РосСтройКонтроль») продолжает (см. «СГ» №26 за 2021 год) публикации из архивов.
«Архитектура СССР», 1934 год, № 3
Станции метро
В. Дедюхин
«Метрострой вплотную подошел к самой трудной по своим гидрогеологическим условиям задаче — постройке станций глубокого залегания («Красные ворота», «Мясницкие ворота» и «Площадь Дзержинского»). Все средства техники должны быть брошены в атаку на этих участках работы. Нужны и до мельчайших деталей продуманный проект, и образцовая организация работ. Только при условии органического сочетания усилий рабочих, техников, инженеров и архитекторов задача будет решена хорошо и в срок.
Станция метро — это три четверти стоимости всех работ Метростроя, четверть всего пути — это вынужденная площадка, диктуемая узлами городского движения.
Поэтому уже сейчас руководство Метростроя и Метропроекта приковывает внимание трудящихся к строительству станций. «Ворота метро» должны быть художественно оформленными сооружениями, сухими и удобными для пассажиров. Это твердо должны помнить все, кто сталкивается со строительством метрополитена.
Отдел проектирования Моссовета взял на себя помощь Метропроекту в архитектурном оформлении станций метро. Все мастерские, без исключения, включились в эту ответственную и в то же время почетную работу. Сделан первый решительный шаг для того, чтобы наши станции были красивы и удобны, — надо дальше с таким же упорством продолжать дело: дать вовремя рабочие чертежи и провести строительство, не отступая от утвержденных проектов.
Московскими мастерскими Отдела проектирования было представлено 22 проекта и Метропроектом — 9. Лучшими проектами признаны проект акад. Фомина (руководитель мастерской № 3) — «Красные ворота» и проект арх. Н. Д. Колли (руководитель мастерской № 6) — «Мясницкие ворота».
Вторую премию получили проекты: арх. Андриевского (мастерская № 6) — «Комсомольская площадь»; художников Борова и Замского (мастерская № 12) — «Охотный ряд»; проф. Ладовского (мастерская № 5) — «Площадь Дзержинского»; арх. Чечулина (мастерская № 2) — «Охотный ряд»; арх. Ревковского (Метропроект) — «Охотный ряд»; проф. И. Голосова (мастерская № 4) — «Красные ворота» и арх. Виленского, Ромаса, Ершова и Скаржинского (мастерская № 9) — «Гаврикова ул.».
Третью премию получили проекты арх. Мовчан, Быкова, Борова и Замского, Ликина, Гольца, Кожина, Туркенидзе и Замского.
Таким образом из 31 проекта 15 отмечены как лучшие и премированы.
Остановлюсь на отдельных станциях.
Запроектировано четыре станции глубокого залегания первой линии метро: «Мясницкие ворота», «Красные ворота», «Площадь Дзержинского» и «Охотный ряд».
Все эти четыре станции по своей общей характеристике относятся к трехстворчатым станциям глубокого залегания, они имеют островные платформы с упором сводов на пилоны. Длина платформы в станциях глубокого залегания принята в 155 метров при средней кубатуре по внутреннему обмеру в 20 с небольшим тыс. куб. метров. Ширина станций колеблется от 28 до 28,85 метра, ширина платформы — от 20,5 до 22. Высота проема колеблется от 2,75 до 3 метров при сечении столбов в 2,20 до 3,30 метра. Все эти станции имеют сообщение с надземными вестибюлями путем лестниц и эскалаторов.
Уже приведенные показатели дают представление о тех трудностях, с которыми встретятся строители в своей работе.
К станциям мелкого залегания первой линии метро относятся «Сокольники», «Гаврикова ул.», «Комсомольская площадь» и «Крымская площадь». Эти станции имеют плоскоребристые перекрытия с двумя рядами колонн (один ряд колонн имеет только станция «Гаврикова ул.»). Все они имеют по две лестницы в торцах и по две переходных в середине, островную платформу и два наземных вестибюля.
Кубатура по внутреннему обмеру на этих станциях колеблется от 19 тыс. куб. метров на «Гавриковой ул.» до 29 тыс. куб. метров на «Комсомольской площади», длина платформ принята в 154 метра при ширине от 14 до 16,5 метра. Среднее залегание — 9-10 метров.
Кроме того, мы имеем станции Арбатского радиуса, также относящиеся к первой очереди, — станция «Библиотека им. Ленина», «Арбатская площадь» и «Смоленская площадь». Две из них — «Арбатская» и «Смоленская» — имеют плоскосеребристые перекрытия с островной платформой, в то время как станция «Библиотека им. Ленина» — односводчатая.
Станция «Библиотека им. Ленина», имея вход и выход с торца, запроектирована с пересадкой на Арбатский радиус, станция «Смоленская площадь» — с пересадкой на радиус кольца «Б». Глубина залегания этих станций колеблется от 8,8 до 11,1 метра.
Мы должны прежде всего ознакомить читателя с теми станциями, которые были одобрены экспертной комиссией, премированы и назначены к дальнейшему рабочему проектированию.
Станция «Красные ворота» запроектирована академиком Фоминым, но мысли автора должны внешним видом отразить место своего нахождения, то есть Красные ворота.
Поэтому акад. И. А. Фомин в своем проекте предлагает плиты красного мрамора или красной яшмы для облицовки столбов. Уширяя эти столбы в поперечном направлении, архитектор облегчает тяжесть столбов и дает канал для вентиляции, причем столбы принимают на себя утолщение свода на 0,40 метра изоляции. Карниз проектируется в виде гуська с большим выносом, за которым скрывается сплошная лента электроламп, отбрасывающих свет на свод. Свод отраженным светом должен освещать платформу. Он обрабатывается шестигранными кессонами, что дает ему богатую поверхность и скрадывает возможные недочеты в фактуре поверхности. Пол предполагается сделать асфальтовым с вкладышами из гранитных плит.
Надземная станция у Красных ворот задумана как каменное монументальное сооружение при обязательной облицовке здания естественным камнем.
Внутренний вид подземного вестибюля предполагается обработать искусственным мрамором, так как этот вестибюль проветривается и отапливается. Эта обработка искусственными камнями может быть сделана под красную яшму.
Архитектурное решение станции «Красные ворота», данное проф. И. А. Голосовым, выдержано в простых формах, причем особое внимание обращено на выражение специфики метро.
Надземный вестибюль оформлен двумя скульптурами шахтеров-ударников, а с боковых переулков — входными арками. Решение вестибюля этим приемом дает возможность быстрого опознания станций и в то же время включает архитектуру метро в оформление площади.
Подземную станцию проф. Голосов проектирует с круглыми пилонами, несущими свод и утолщающимися книзу. Предполагаемые на пилонах каннелюры дают разнообразную игру света и в то же время приближают пилоны к колоннам, придавая стройность этим тяжелым опорам. Пилоны со стороны эскалаторов оформляются барельефом на тему строительства метро. В качестве облицовочного материала предлагается белый мрамор.
Софитное освещение путевых тоннелей при гофрированном потолке среднего тоннеля из полупрозрачного камня должно дать по мысли автора хороший вибрирующий, мягкий свет.
Станция «Мясницкие ворота» (проект Н. Д. Колли) запроектирована в виде большого светлого помещения. Все средства мобилизованы архитектором для того, чтобы избежать впечатления мрачности, которое могло бы возникнуть при спуске в глубокое подземелье станции. Полированный мрамор и шлифованное стекло превращают пилоны в светящиеся стены и дают приятный дневной свет. Облицовка потолка плитами из искусственного камня тона слоновой кости с рисунком из тех же голубых плиток подымает потолок.
Главным источником света является, как в подавляющем большинстве станций, отраженный свет, спрятанный в сводах по всей длине станции. Вестибюль отделан мрамором мягких тонов.
Из премированных проектов станции «Мясницкие ворота» необходимо остановиться на интересном проекте арх. Г. П. Гольца и С. Н. Кожина (мастерская № 1), недостатком которого, однако, является впечатление тяжести подземелья, что для станции метро нельзя считать правильным архитектурным мотивом».
Номер публикации: №06 18.02.2022