
Работы по восстановлению памятника проводились в рамках подготовки к выставке «1775 год. Триумф Екатерины. Публичное и личное», приуроченной к 250-летию победы в Русско-турецкой войне (1768-1774) и заключению Кючук-Кайнарджийского мира. Этот мирный договор не только укрепил позиции России на международной арене, но и стал поворотным моментом в истории страны. Выставка через предметы искусства, архивные документы и личные вещи императрицы раскрывает значение 1775 года — времени, когда Москва на несколько месяцев превратилась в центр имперской власти.
История памятника
Судьба монумента не менее интересна, чем его художественные особенности. Он был создан по заказу графа Сергея Петровича Румянцева — сына прославленного полководца Петра Румянцева-Задунайского, чьи победы в Русско-турецкой войне принесли России территориальные приобретения и международный престиж. Первоначально скульптурная группа украшала усадьбу Троицкое-Кайнарджи (ныне — территория Балашихинского района Московской области), получившую свое название в честь заключенного мира.
Композиция памятника символична: в центре — бюст Екатерины II в образе римской богини мудрости Минервы. Рядом — фигура богини мира Пакс, попирающей змею, символ побежденного врага. Надпись на постаменте гласит: «От Екатерины дана сему месту знаменитость, оглашающая навсегда заслуги графа Румянцева-Задунайского».
В 1860 году памятник переехал на семейную дачу Румянцевых в Соколовке, а в 1934 году был передан в Донской монастырь, где тогда располагался Музей архитектуры. С 2014 года он занимает центральное место в скульптурном дворике музея на Воздвиженке, став важной частью его экспозиции.
Этапы реставрации
Работы, проведенные специалистами Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика И. Э. Грабаря, можно назвать ювелирными. Перед реставраторами стояла сложная задача — устранить последствия почти двухвекового воздействия времени и не всегда бережного хранения.
Поверхность памятника покрывали стойкие загрязнения, на граните и мраморе образовались окислы, сколы, трещины. Бронзовые элементы пострадали от коррозии, а две декоративные розетки на гранитном постаменте были утрачены. Особую проблему представляла глубокая трещина на тыльной стороне мраморного основания.
«Мы провели сложную реставрационную работу — очистили памятник от загрязнений, восстановили утраченные элементы, провели антисептирование. Главная трудность заключалась в том, что на памятнике мраморные элементы соседствуют с бронзовыми. Наша задача была — очистить их так, чтобы один материал не был задет при очистке другого», — отметил заместитель руководителя реставрации — реставратор первой категории, заведующий сектором реставрации каменной скульптуры ВХНРЦ имени И. Э. Грабаря Дмитрий Котов.
Реставраторы выполнили комплекс работ: укрепили ослабленные участки, очистили поверхности от загрязнений и окислов, восполнили утраты. На бронзовых элементах провели консервацию патины, чтобы сохранить благородный налет времени, но при этом выявить все детали рельефа.
Отдельной задачей стало восстановление исторической надписи «Кайнарджи» на постаменте. Исследования показали, что изначально буквы были накладными, но их точный облик остался неизвестным. Чтобы не искажать авторский замысел, реставрационный совет принял решение разместить рядом с памятником прозрачную табличку с историческим текстом — это решение позволило сохранить память о важной детали, не внося в композицию чуждых элементов.
Отреставрированный памятник останется в скульптурном дворике Музея архитектуры, где он идеально вписывается в исторический контекст. Это место давно стало точкой притяжения для ценителей искусства и истории — здесь собраны фрагменты разрушенных московских зданий, скульптуры и декоративные элементы разных эпох.
Монумент Екатерине II — не просто украшение дворика, а смысловой центр экспозиции. Он напоминает о времени, когда Россия уверенно заявила о себе как о великой державе, а Москва стала главной сценой, на которой разворачивались события имперского масштаба.
Выставка «1775 год. Триумф Екатерины»
Параллельно с завершением реставрации в музее работает выставка, посвященная пребыванию Екатерины II в Москве в 1775 году. Это был особый период: императрица, предпочитавшая Петербург, провела в старой столице несколько месяцев, отмечая победу в войне и заключая мир.
Экспозиция включает более 180 экспонатов: чертежи, гравюры, портреты, предметы мебели и декоративно-прикладного искусства. Многие материалы демонстрируются впервые — например, архивные документы, раскрывающие детали визитов императрицы в московские дворцы и усадьбы.
Особый интерес представляют цитаты из записок Екатерины II и Камер-фурьерских журналов, которые позволяют услышать голос эпохи. Выставка создана в сотрудничестве с музеем-заповедником «Царицыно» и дает объемное представление о том, как личное и публичное переплетались в жизни императорского двора.
Посетить скульптурный дворик можно бесплатно в часы работы музея. Выставка «1775 год. Триумф Екатерины. Публичное и личное» продлится до 13 июля.
Номер публикации: №23 04.07.2025