Омские урбанисты разработали альтернативный план развития города
В российском законодательстве нет пока такого понятия, как «мастер-план города». Однако архитекторы и специалисты в области урбанистики надеются, что со временем мастер-планы войдут в градостроительную практику и станут альтернативой привычным генпланам. Как заметил вице-президент Союза московских архитекторов Илья Заливухин, мастер-план по своей сути — это эскизный проект, заказчиками которого являются сами жители. По его словам, официальный генплан не должен быть очень гибким — это как железобетонный каркас здания, а вот дизайн интерьера и наполнение могут быть разными. На состоявшихся недавно в Омске III Урбанистических чтениях Институт территориального планирования «Град» представил мастер-план развития города, который разрабатывался на общественных началах.
Добро пожаловать домой!
Как рассказал заместитель гендиректора ИТП «Град» Илья Бальцер, он и его коллеги хотели создать общее видение того, каким должен стать идеальный, но достижимый в обозримом будущем город. «Это — Омск, в котором хочет работать бизнес, и в котором хотят жить горожане», — пояснил он. В итоге город должен стать комфортным домом для миллиона омичей и войти в десятку мегаполисов России по индексу счастья. Так родился главный слоган проекта: «Добро пожаловать домой!».
«Мастер-план — документ подвижный, он не обременен какими-то сроками и временем его исполнения, мы открыты для предложений, — рассказывает ведущий архитектор «Града» Варвара Семина. — Генплан рассчитан совсем на другое. К примеру, в нем предполагается расширение нашего города вширь и пристройка с юга по размерам еще одного Омска. В нем совсем другое отношение к ценностям, которые мы определили, например, к рекам».
Работа над мастер-планом началась весной 2016 года на I Урбанистических чтениях. Специалисты решили сделать эту работу совершенно бесплатно и затем передать свои разработки властям. Мастер-план — это стратегический документ, который не ограничивается архитектурой и планировочными решениями, но постулирует ценности и определяет приоритеты развития города. Как рассказал руководитель проекта Роман Ковалев, прежде всего, это был поиск смыслов и идей. Разработчики хотели понять, почему миллион человек остаются жить в Омске, и для чего он им нужен. При этом мастер-план решено было сделать максимально публичным и открытым. Была проведена большая работа с общественностью — проводились опросы, проектные сессии, семинары, создавались интерактивные карты. Всего в разных формах над проектом поработали более 2 тыс. человек. «Мы общались не только с хипстерами и урбанистами, как нам пеняли, — рассказал Роман Ковалев. — Есть и экспертное сообщество с профессиональным взглядом, с которым мы тоже собирались».
Омск 2033 года
В мастер-плане установлена некая абстрактная дата — 2033 год. Выбрана она не случайно: в 1933 году город приобрел примерно нынешние границы, и спустя сто лет здесь снова должно произойти что-то важное, считают разработчики. «Главная мысль — в городе нужно что-то менять, что-то здесь не так, его покидают самые умные, активные и талантливые люди, — говорит Роман Ковалев. — Ежегодно из Омска уезжает более 5 тысяч человек с высшим образованием, которые замещаются людьми с более низким уровнем образования, с другой культурой и мышлением. Кроме того, в среднем каждый год около 400 предприятий — юридических лиц меняют Омск на другие города. Владельцы бизнеса переезжают и забирают его с собой».
Один из главных посылов мастер-плана — сохранение малоэтажной застройки, в том числе в центральных частях города. В официальном генплане районы частного сектора замещаются в Омске кварталами с многоэтажным жильем и офисными высотками. А по мнению разработчиков, жить в своем доме в центре — это здорово. Просто на этих территориях нужно навести порядок — сделать дороги и коммуникации, провести благоустройство.
Специалисты института считают также, что нельзя застраивать зеленые поймы Иртыша и Оми, которые являются легкими города. Ранее на обширных заболоченных участках на Левобережье Омска вдоль Иртыша планировалось насыпать огромные объемы грунта для нового строительства.
Другая ключевая идея, которая идет вразрез с официальным генпланом — сохранить аэропорт на прежнем месте практически в центре Левобережья. «Аэропорт в городе — это классно и удобно, ведь до аэропорта мы едем всего 15 минут, — считает Варвара Семина. — Я своим друзьям из Москвы рассказываю, что у нас в центре можно практически прикоснуться к пузу садящегося самолета. В каком еще европейском городе вы такое увидите?»
Вокруг Омска авторы мастер-плана предлагают сделать объездную дорогу. А в самом городе построить новые пешеходные мосты — один через Иртыш и два через Омь. Неэффективные промышленные предприятия и пустующие цеха должны быть превращены в новые общественные центры.
Одним из принципиальных предложений является создание мультимодального транспортного пересадочного узла. Для этого предлагается объединить функции железнодорожного и автовокзала и соединить их с аэропортом при помощи нового моста через Иртыш — автомобильного дублера железнодорожного моста. Сейчас автовокзал расположен неудобно, в спальных кварталах Левобережья, предлагается перенести его ближе к железнодорожному вокзалу на правый берег.
Среди других предложений — создание в каждом районе своего культурного центра нового формата, объединение набережных Оми и Иртыша в единую систему публичных пространств. Общественный транспорт большой вместимости должен перевозить не менее 90% пассажиров, особое внимание — развитию сети омского трамвая с использованием имеющегося потенциала и частичным восстановлением утраченных линий. Кроме того, должно существовать не менее восьми постоянных маршрутов водного транспорта, связывающих разные районы города и области. Причалы в черте города нужно сохранить и восстановить. В результате, каждый житель города будет иметь в шаговой доступности парк или сквер для прогулок.
«Быстрые победы»
«Задача нашего мастер-плана не в том, чтобы показать, что где построить и в каком количестве, а в том, чтобы понять — для чего строить, с каким целями? — говорит Варвара Семина. — В гонке городов за квадратными метрами, за промышленным развитием можно потерять свою идентичность». По словам эксперта, Омск — город полицентричный. Его структура неоднородна, это фактически несколько городов в одном. Исторически так и было, потому что Омск формировался из трех разных ядер — центра, Ленинска и Кировска, которые до войны были отдельными городами. «И сейчас люди по-прежнему разделены на анклавы, если вы живете в Городке нефтяников или на Левом берегу, вряд ли вы поедете в центр, — рассказывает Семина. — И мы подумали, что это отличная возможность для того, чтобы разгрузить исторический центр. Новые подцентры в районах можно наполнить дополнительными функциями, чтобы там была своя среда. Точками притяжения в таких подцентрах могут стать кинотеатры, стадионы, но главное — парки».
Первыми «быстрыми победами» омичей, по мнению авторов плана, может стать восстановление заброшенных дореволюционных зданий-памятников, благоустройство территории бывшей ТЭЦ-1 с превращением ее в общественный комплекс, преобразование в культурный центр старинного здания бывшего пивзавода, а также благоустройство пешеходной улицы Тарской. Еще одна возможность — обустройство большого пруда в главном городском парке имени 30-летия ВЛКСМ. Это знаковые объекты для города, и их «перезагрузка» может увлечь омичей, показать горожанам, что реновация не требует каких-то огромных средств.
Проект омского мастер-плана пока не завершен, работа над ним будет продолжаться до августа. Авторы считают, что это сильная база для формирования определенного мнения и запроса на корректировку того же генерального плана. Никто не может гарантировать, что он найдет свое применение в реальной жизни, однако все материалы будут предоставлены органам власти, кандидатам в депутаты горсовета и выложены в открытом доступе.
Справочно
Институт территориального планирования «Град» создан в 2003 году, занимается стратегическим проектированием для реализации комплексного градостроительного подхода к управлению развитием территорий регионов и муниципальных образований России. ИТП «Град» разработал более 2 тыс. градостроительных проектов для государственных и муниципальных заказчиков более чем в 40 регионах России.