
«Сегодня от государства, архитектурного сообщества и жителей города идет запрос на совершенно иные способы организации жилого района, на другую архитектуру, причем уже неважно, идет речь о жилье комфорт-класса или бизнес- и премиум-сегментов. В Москве и области с застройщиком хотят говорить на языке архитектурной ценности, формы и композиции», — говорит руководитель отдела архитектуры и развития архитектурного продукта ГК ФСК Алексей Щенников.
Вызовы времени
Основными вызовами, с которым сталкиваются застройщики в такой ситуации, становятся рост себестоимости строительства, снижение покупательской способности и необходимость сохранять рентабельность проектов.
Конечно, в жилье более высокого класса стоимость квадратного метра выше, поэтому «поле для творчества» обширнее, чем в сегменте бюджетного жилья. При этом бюджетное, массовое жилье составляет львиную долю всего жилфонда Московской области и отчасти Москвы, следовательно, закрыть глаза на его архитектуру и строить по-старому невозможно, тем более, когда речь идет о комплексном освоении больших территорий.
Для покупателей не меньшее значение имеет функциональность квартир. Потребитель ценит эргономику: удобные планировки, рациональное использование пространства, возможность адаптации под различные жизненные сценарии (работа на удаленке, многодетные семьи, маломобильные граждане). И при работе над внешним видом нужно учитывать, что сложные, хоть и красивые фасады не должны ухудшать функциональность квартир — снижать инсоляцию или создавать «мертвые зоны» в помещениях. Здесь ключевая роль у архитектора, который гармонично объединяет внешний облик здания с внутренней логикой планировок.
«Задача девелопера — выполнив требования города, не ухудшить решения планировок как продукта, проработать, как они будут меняться на типовых этажах с учетом пластики, ритма и способов организации поля фасада, и это предполагает объемную комплексную работу, когда на первый план выходит личность архитектора, который способен в форме выразить как внешнее, так и внутреннее», — продолжает Алексей Щенников.
Еще недавно бытовало мнение, что эстетика застройки гораздо важнее для бизнеси премиум-классов. Сегодня ситуация меняется: в департаменте продаж ГК ФСК отмечают увеличение вовлеченности покупателей в архитектурный облик: будущий обладатель любого класса жилья хочет получить комфортную, эстетически целостную среду.
ЖК «1-й Химкинский» (Московская область)
Анализ потребительских предпочтений и работа с ними
Чтобы точнее понять запросы и иметь возможность им следовать, ГК ФСК планирует проводить маркетинговые и социологические исследования, которые помогут проанализировать глубину вовлечения покупателя в архитектурный продукт всех классов жилья, которое есть в линейке проектов компании.
Для более точной и таргетированной работы компания разделяет «потоки» — сегментами «бизнес» и «премиум» занимается бренд «ФСК», а комфорт-класс строится под брендом «1-го ДСК».
У направлений разделяется технология строительства. «ФСК» — это монолитное домостроение с навесными вентилируемыми фасадами (бизнеси премиум-классы). «1-й ДСК» — панельные дома индустриального производства (комфорт-класс, преимущественно в Новой Москве и области). «Панель производства «1-го ДСК» служит основой для формирования архитектурных объемов. Мы постоянно совершенствуем технологические подходы и методы изготовления панелей на нашем комбинате, ориентированном на массовое производство», — отмечает Алексей Щенников. Перспективная задача для бренда «1-й ДСК» — повысить гибкость продукции, добавив элементы индивидуализации в стандартизированные индустриальные решения. Это позволит создавать продукты, сочетающие в себе индустриальную эффективность и уникальность архитектурных решений».
В 2025 году планируется внедрение новых технологий и решений для повышения гибкости производства. Совместно с комбинатом «1-й ДСК» совершенствуется конвейерное производство, в текущий процесс внедряются новые решения, рассматривается возможность производства штучных — относительно основного производства — панелей на «столах», когда наиболее ценные архитектурные решения изготавливаются с большей степенью ручного труда.
Необходимость держать стоимость квадратного метра «в узде» и сочетать доступность с современными стандартами диктует свои подходы к экономике проектов. К ним относятся локализация производства с использованием местных материалов и технологий для снижения логистических издержек, возможность быстрой адаптации проектов под меняющиеся потребности жителей (например, трансформируемые зоны в квартире), рациональное распределение пространства (кухня-гостиная открытого типа, встроенные системы хранения). Индустриальные дома сегодня проектируются с учетом реакции на окружение, архитектурной логики и современных градостроительных подходов.
Ж
К «1-й Измайловский» (Москва)
Архитекторы ГК ФСК работают над тем, чтобы объемно-пространственные решения (например, радиусные стены или эркеры) сочетали эстетику с практичностью.
Например, при разработке архитектурного облика учитываются продуктовые требования и пользовательский опыт конкретных планировок, что позволяет реализовать целостный архитектурный облик без ущерба для будущего дизайна квартир.
По словам Алексея Щенникова, конкретная архитектура должна раскрываться в композиции, учитывать окружающую сложившуюся застройку, а не просто реализовывать задуманные технико-экономические показатели. ГК ФСК осознает свою роль в формировании облика Москвы и области. Компания нацелена на диалог с городом, сохранение архитектурной идентичности и контроль себестоимости. Каждый проект будет анализироваться на ранних этапах, чтобы избежать компромиссов в качестве.
Справочно:
«1-й ДСК» — одна из крупнейших строительных компаний в Москве и Московской области, которая специализируется на реализации проектов комплексной застройки классов «комфорт» и «комфорт плюс» — это проекты «1-й Измайловский», «1-й Саларьевский», «1-й Южный», «1-й Шереметьевский», «1-й Химкинский» и другие. С 2017 года входит в состав одного из крупнейших девелоперов страны — ГК ФСК.
Номер публикации: №14 18.04.2025