Архитектура должна быть технологичной: девелоперские проекты предполагают не только использование стандартов, но и творческий подход

Архитектура должна быть технологичной: девелоперские проекты предполагают не только использование стандартов, но и творческий подход

Архитектура должна быть технологичной: девелоперские проекты предполагают не только использование стандартов, но и творческий подход КОРТРОС
Человека встречают по одежде, девелоперский проект — по внешнему облику. Застройщики отошли от стандартных решений — архитектура жилья и бизнес-центров крайне разнообразна и поражает воображение. О том, как компании выбирают, что появится в том или другом городе и как технологии влияют на эстетику современных проектов, «Стройгазете» рассказал генеральный директор ГК «КОРТРОС» Станислав КИСЕЛЁВ.

Киселев фото new.jpg

Станислав Владиславович, как девелопер выбирает архитектурный облик, от чего он зависит? Насколько активно компании идут на эксперименты?

У девелоперов есть два подхода к архитектуре. Первый — технологичный, когда подбираются выверенные с точки зрения технологии решения, которые можно эффективно реализовывать на площадке.

Второй — каждый раз подходить творчески к конкретной территории. «КОРТРОС» склонен ко второму подходу. Однако творчество, конечно же, не исключает технологического фактора: не каждое архитектурное решение может быть реализовано.

Тем не менее, если говорить про региональные особенности, все архитекторы, с которыми мы работаем, начинают разработку концепции с погружения в специфику локации, в которой предстоит реализовать проект.

Как вы выбираете архитекторов для сотрудничества? Когда вы работаете в других городах, вы привлекаете местных специалистов или приглашаете кого-то извне?

Мы везде стараемся отталкиваться от взаимодействия с региональными реалиями. Но не в каждом регионе можно найти архитектора, подходящего нашим задачам: все же у нас ощущается большой дефицит специалистов в регионах. Могу привести пример проекта «Гулливер» в Перми. Перед тем, как выйти на эту площадку в центре города, мы столкнулись с дилеммой: сделать в Москве быстрый, простой продукт, который бы точно себя оправдал с точки зрения экономики, или выполнить задачу уровнем выше в Перми — найти региональную специфику, сделать проект, который станет знаковым для города, добавит качества окружающей среде в целом.

Тогда мы пригласили французских специалистов, которые… не смогли сразу справиться с этой площадкой. Тогда нам на помощь пришел главный архитектор города Олег Горюнов, увидевший, что на эту территорию просится силуэтная, акцентная застройка. Никто и представить себе не мог, что там можно построить самые высокие здания в Перми и это будет адекватно и гармонично смотреться, впишется в ландшафт.

Эта идея как раз-таки соответствует местной специфике. Стало очевидно, что город в своем развитии подошел к высотной застройке, что в нем не хватает ярких доминант. После этого проект стал таким, каким его видим сегодня. Мы вытянули его технологически вопреки скепсису местного архитектурного сообщества.

Опять же, в любом регионе есть конгломерат — лидеры общественного мнения, архитекторы, которые принимают решение согласовать или не согласовать тот или иной проект, которые говорят «нет, это нельзя, для города плохо, а это, наоборот, хорошо».

В итоге проект проходит через фильтр местного восприятия. Поэтому важно не просто амбициозно заявить о проекте, но и убедить всех в том, что он имеет право на существование на данной территории.

Можно ли говорить, что у проектов «КОРТРОСА» есть единый архитектурный код? Какой он? Что объединяет, к примеру, ваши московские проекты — HEADLINER, «Серебряный бор», TATE и iLove? Един ли он для всей страны?

Мне сложно выделить этот код, я не архитектурный критик, но могу сказать, что каждый проект «КОРТРОС» не похож на предыдущий. Разные архитектурные решения можно найти и в рамках одного проекта. Например, в том же iLove у корпусов разные архитектурные детали, дополняющие друг друга и создающие единый ансамбль. Любое архитектурное решение в наших проектах — это, прежде всего, профессиональное решение.

Понятно, что где-то есть то, что можно усовершенствовать, но, скажем так, это не сразу можно заметить. Однако, будьте уверены, на следующем проекте таких погрешностей уже точно не будет.

Более того, мы готовы к смелым экспериментам. Например, в нашем новом проекте Secret Garden на улице Архитектора Власова в Москве удивительная архитектура — три разноэтажных корпуса напоминают хрупкие бутоны экзотических цветов. Мы взялись за такой сложный проект, поскольку понимаем, что, во-первых, справимся, а во-вторых, что от этого будет эффект во всех смыслах — и для города, и для бизнеса. С точки зрения сложности архитектуры, это новый шаг в технологическом развитии компании, и, реализуя этот проект, мы инвестируем в том числе в свои компетенции.

В свое время HEADLINER был первым проектом высотной жилой застройки в Москве. Мы тоже очень серьезно смотрели на него с точки зрения возможности реализации: высотная застройка в то время, когда мы стартовали, была не самым эффективным бизнес-решением. Мы, тем не менее, пошли на это, набили руку, отработали решения технологически и сейчас можем их эффективно транслировать в других проектах.

Сегодня город принял решение поставить архитектурный облик проекта на первое место, даже до параметров площадки. Вам такое решение нравится? Не помешает ли оно бизнесу?

Я вижу здесь серьезный плюс. Понятно, что город решает свои задачи, девелопер — свои. Задача города — общий архитектурный ландшафт, инфраструктура, качество среды. Власти стремятся сделать так, чтобы в столицу было интересно и полезно приезжать абсолютно всем. Задача девелопера — прибыль. Даже если появляются какие-то сомнения или противоречия, сильный, профессиональный девелопер всегда может найти компромисс — где-то пойти на сложное для себя решение, но при этом суметь не только привнести в облик города что-то новое и красивое, но и получить прибыль.

Если говорить о бизнесе — может ли архитектура быть «продающим» фактором?

Архитектура — одна из составляющих продаж, но не самый главный фактор, на основании которого покупатель делает выбор. Можно придумать красивую обертку, но не «дотянуть» содержание. При этом если проект архитектурно неприглядный, его просто никто не заметит. Конечно, любому жителю приятно возвращаться домой в то здание, на которое можно гордо бросить взгляд, которое имеет привлекательный фасад и отличается от соседних серых строений, а не быстро, опустив взгляд, пройти в свою квартиру.

Определенно, нам как девелоперу важно, чтобы архитектура была технологичной, обеспечивала не только красоту, но и безопасность, энергоэффективность. Есть базовые требования, не только влияющие на эстетику, но и гарантирующие последующую правильную эксплуатацию.

Например, на фасадах HEADLINER мы ставим фотоэлектрические панели. Здесь на первое место выходят функциональность и безопасность во всех ее аспектах. Ведь мы замещаем элемент ограждающей конструкции неким инженерным решением, генерирующим электричество. В свою очередь, электричество должно собираться, проходя через кабель, который также пронизывает фасад, — и это тоже должно учитываться. Технологию мы начали отрабатывать в Екатеринбурге в проекте «Академический», установив там 140 панелей. На HEADLINER эта технология уже усовершенствована, здесь панели четырех цветов и их более тысячи.

Чтобы сделать девелоперский проект более узнаваемым и уникальным, мы можем использовать и другие инструменты. Один из них — это архитектурное освещение. Сложные проекты требуют подсветки декоративных элементов, тогда как при работе со зданием в стиле минимализма следует лишь подчеркнуть его форму за счет лаконичного освещения. Так, при разработке концепции архитектурной подсветки семейного квартала iLove мы руководствовались тремя принципами: эстетикой, реализуемостью и экономической целесообразностью. Подсветка за счет своей оригинальности (асимметричное освещение фасадов с превалирующими вертикальными линиями) впечатлила жителей квартала и получила массу позитивных отзывов в домовых чатах. Более того, в вечернее время наш комплекс стал яркой и издалека заметной доминантой Останкинского района.

В своих проектах вы устанавливаете произведения современных художников. Зачем это нужно компании и что дает проектам?

Мы находимся в постоянном творческом поиске. Интерьеры домов испокон веков украшались произведениями искусства. Мы пошли по тому же пути, но украшаем «интерьеры» наших территорий. Искусство — это возможность концентрированно добавить проекту новое качество, создать точку притяжения, привлечь внимание, удивить клиента.

В объединении девелопмента с искусством у общественных зон появляется новый смысл: необычные формы вызывают интерес, это можно почувствовать. Развитие этого направления позволяет трансформировать мышление и образ жизни, оживить пространства. Более того, мы подходим к реализации жилья не как к строительству «жилых квадратных метров», а как к созданию многофункциональных комплексов, заранее планируя сервисы, насыщая проекты опциями, а самое главное — смыслами.

В чем-то это тот самый «дизайн-код» компании, о котором мы говорили. Может быть, это решение для кого-то выглядит спорно, но, тем не менее, это определенный маркер места, попытка от этого решения получить обратную связь. В любом случае создается элемент общения на одном языке с архитектурным и городским сообществом.

В «Академическом» у нас много разных элементов, которые так или иначе маркируют район, подчеркивая ту идею, которую мы закладываем в развитие территории, те смыслы, которые нам хотелось бы вложить — семья, любовь, счастье, уют, красота. Также и в московских проектах мы уже установили в ЖК HEADLINER скульптуру Льва Ефимова под названием «Источник», в ближайшее время мы представим сообществу паблик-арт инсталляцию «Погода в доме» от известного современного художника Марины Звягинцевой на тему любви и семьи в ЖК iLove, а в нашем новом проекте на территории Южного порта появится арт-объект «Люминетика» от молодого художника Ивана Калиничева.

Теги: