Президент Национального объединения строителей (НОСТРОЙ) Антон Глушков в эфире программы радио «Комсомольская правда» «Темы дня на Радио КП» рассказал он влиянии роста стоимости строительных материалов на объем и качество работ по капитальному ремонту в многоквартирных домах.
По его словам, строительный материал — не исключение всему, что происходит на рынке. Инфляционные процессы достаточно сильны. В первую очередь стоит смотреть на такие индикативные материалы, например, как арматура или цемент, которые применяются повсеместно – и при капитальном ремонте, и при новом строительстве. Так, арматура подорожала с 40 тыс. рублей за тонну в январе 2023 года до с 64-67 тыс. рублей за тонну к декабрю (+56-57% за год).
Похожая ситуация с цементом «У нас в целом за год среднее увеличение стоимости цемента составляет 13-17% от региона к региону. Крупные потребители цемента контрактуются ежегодно, и вот на сегодня мы уже видим, что цена 2024 года предлагается производителями на 22% выше той цены, которая была в январе 2023 года», — рассказал Антон Глушков.
Что касается торгов на проведение работ по капремонту многоквартирных домов, то они заключаются в рамках 615-го Федерального закона, который предполагает твердую цену как на работы, так и на строительные материалы. И когда подрядчик берет и заключает договор, он фиксирует стоимость.
В 2022 году, когда произошло резкое повышение цены на стройматериалы, правительство дало возможность твердую цену менять. Но это распространялось на контракты, заключенные до 1 января 2023 года. Сейчас все риски увеличения стоимости и увеличения заработных плат берет на себя подрядчик. «Наверное, этим и сказывается низкий интерес к таким торгам. Большое количество торгов, которые не состоялись – это значит, либо не было участника ни одного в торгах, либо один участник и не было конкурсной конкурентной процедуры», — пояснил глава нацобъединения.
Отвечая на вопрос о разном качестве капремонта в одинаковых условиях, Антон Глушков обратил внимание, что в таких случаях дело не в стройматериалах. «Первопричина находится в том, что, прежде чем приступить к капитальному ремонту, составляется дефектная ведомость — перечень тех работ, которые надо произвести. Для каждого объекта набор этих работ разный. Эту дефектную ведомость согласует также либо управляющая компания, либо собственники, если выбрана такая форма управления — товарищества собственников жилья. Поэтому, составляя дефектную ведомость, собственники либо управляющая компания должны очень внимательно посмотреть те работы, которые, по мнению экспертной организации, необходимо в этом объекте провести. Второй момент — это как раз закрытие выполненных работ. Здесь действительно возникает большое количество вопросов, большое количество судебных споров по качеству выполненных работ, так как опять же у нас постоянно меняется стоимость и нужно успевать выполнять работы», — поделился спикер.
Президент НОСТРОЙ добавил, что выполнение работ по капремонту без отселения — это сложный механизм. «К сожалению, из-за достаточно низкой рентабельности на этих работах интерес системных подрядчиков к программе капитального ремонта очень низок. В основном в этой программе участвуют небольшие или молодые организации, которые только нарабатывают опыт, у которых часто бывает малое количество оборотных средств. Качество подрядчика оставляет желать лучшего. Некоторые регионы эту проблему решают немножко по-другому – они формируют крупные лоты, чтобы это был не один дом, а десятки домов. Такие торги привлекают средние и крупные предприятия, которые имеют опыт и репутацией своей дорожат и, безусловно, оборотные средства свои имеют. В тех регионах с этим немного получше», — сказал Антон Глушков.
По мнению главы нацобъединения, чтобы дома дождались качественного капремонта необходимо пересмотреть систему ценообразования. «К сожалению, у нас расценки, которые применяются для нового строительства и для капремонта, абсолютно одинаковые. Мы понимаем, что, когда происходит капремонт без отселения, соответственно, время работ у строителей сжато. Это достаточно сложно и трудоемко, а расценки на эти виды работ у нас абсолютно одинаковые, а фактически затрат нужно для этого производить больше. Поэтому первая, может быть, не очень популярная мера – нужно менять систему ценообразования, чтобы действительно на сегодня это было интересно качественным серьезным подрядчикам. Если эта цена будет интересной, тогда будет конкуренция между подрядными организациями, тогда будет падение на торгах, тогда интерес и ответственность будет выше», — отметил Антон Глушков.
Кроме того, он считает, что необходимо повысить качество проектной документации. «Как я уже говорил, на сегодня капремонт и стоимость капремонта формируются исходя из дефектной ведомости тех расценок, которые утверждают региональные операторы капитальных ремонтов. Соответственно, большое количество неучтенных работ. При таком подходе ценообразования большое количество работ, которые не в полном объеме учтены. Это все вызывает споры. Ну и, наверное, недовыполнение каких-то видов работ в полном объеме либо некачественное их выполнение. Поэтому подход к проектированию и учету всех затрат, которые надо произвести на объекте, нужно делать более тщательно и детально», — пояснил президент НОСТРОЙ.
В конце выступления он рассказал о наполняемости Фонда капитального ремонта. «В Фонде капитального ремонта во многих регионах средств более чем достаточно. Ну, условно, в год успевают осваивать денежные средства в размере 15-20%. Это очень плохо, потому что мы понимаем, что любые средства, которые лежат мертвым грузом, они обесцениваются. Поэтому чем быстрее будет выполнен ремонт, соответственно, тем дешевле он обойдется для собственников. И на сегодняшний момент изменение стоимости и привлечение большего количества подрядчиков, на мой взгляд, более правильная мера, нежели чтобы эти средства лежали мертвым грузом. Мы понимаем, что на 1 рубль сегодня можно сделать один набор работ, и на этот же рубль через год или два можно выполнить объем работ гораздо меньше», — сказал президент НОСТРОЙ.
Ранее «Стройгазета» сообщала, что споры подрядчиков с управляющими компаниями и региональными операторами капремонта многоквартирных домов из-за якобы некачественного выполнения работ можно вывести в конструктивное русло. Для этого необходимо сделать общим правилом обязательное обследование конструкций здания перед капремонтом, которое и должно являться основой для принципиальных решений по объему и специфике будущих работ, и в целом по дальнейшей судьбе дома.