Проблема несостоявшихся торгов по строительным госконтрактам продолжает оставаться весьма острой, а их количество продолжает увеличиваться. Об этом заявил заместитель председателя Комитета по развитию строительной отрасли и контрактной системе Павел Малахов, выступая на круглом столе, организованном Национальным объединением строителей (НОСТРОЙ) в рамках Российской строительной недели-2023. Об этом «Стройгазете» сообщили в пресс-службе НОСТРОЙ.
Павел Малахов отметил, что в этой ситуации необходимо понять причины такого явления, а также обсудить, какие законодательные и нормативные шаги необходимо предпринять для гармонизации системы госзакупок.
Мероприятие прошло в виде расширенного совместного заседания двух комитетов НОСТРОЙ: по цифровой трансформации строительной отрасли и по развитию строительной отрасли и контрактной системе. Модераторами круглого стола выступили председатель Комитета по цифровой трансформации Ирина Кузьма и заместитель председателя Комитета по развитию строительной отрасли и контрактной системе Павел Малахов.
Ирина Кузьма напомнила, что с 1 января 2022 года в соответствии с постановлением Правительства РФ № 331 все госконтракты на проектирование и строительство объектов должны исполняться с применением технологий информационного моделирования, но этот процесс развивается весьма неоднозначно.
В свою очередь председатель подкомитета по ценообразованию в строительстве Комитета НОСТРОЙ по развитию строительной отрасли и контрактной системе Ольга Дидковская обратила внимание на такую проблему как квалификация технического заказчика, который является ключевым звеном в исполнении контрактов – именно он отвечает за подготовку и передачу подрядчику всей технической документации, необходимой для осуществления строительства объекта.
«Если эта документация будет низкого качества, подрядчик не сможет по ней построить качественный объект. Также именно техзаказчик должен обеспечить внесение изменений в проектную документацию и повторное согласование изменений в органах экспертизы, а не перекладывать эти функции на подрядчика, особенно при пересчете цены контракта из-за роста стоимости стройматериалов», - сказала она. При этом в законодательстве, по мнению Ольги Дидковской, существует огромный пробел, когда коммерческий техзаказчик должен быть членом СРО и за ним осуществляется надзор, а компании с госучастием, учреждения членами СРО в силу законодательства не являются. При этом качество техзаданий, технической и проектной документации для реализации строителями оставляет желать лучше. Все это влияет на сроки, цену и качество выполняемых работ.
«По сути нет никакой возможности оценить квалификацию таких технических заказчиков», - указала Ольга Дидковская.
Президент Ассоциации «Альянс строителей профессионалов», член комитета НОСТРОЙ по цифровой трансформации строительной отрасли Максим Москвитин остановился на теме типовых контрактов в строительстве и возможности отражения в них требований к информационной модели (ИМ). В настоящий момент типовые условия контрактов в строительстве должно утверждать правительство России своим постановлением, проект которого сейчас проходит общественное обсуждение. Однако в документе расплывчато описано применение ИМ на объектах госзаказа (по сути оно зависит от решения заказчика) и не указано, кто предоставляет программное обеспечение и площадку для формирования информационной модели в типовом контракте, хотя это солидные вложения средств для всех участников госконтракта.
Павел Малахов отметил, что в этой ситуации необходимо понять причины такого явления, а также обсудить, какие законодательные и нормативные шаги необходимо предпринять для гармонизации системы госзакупок.
Мероприятие прошло в виде расширенного совместного заседания двух комитетов НОСТРОЙ: по цифровой трансформации строительной отрасли и по развитию строительной отрасли и контрактной системе. Модераторами круглого стола выступили председатель Комитета по цифровой трансформации Ирина Кузьма и заместитель председателя Комитета по развитию строительной отрасли и контрактной системе Павел Малахов.
Ирина Кузьма напомнила, что с 1 января 2022 года в соответствии с постановлением Правительства РФ № 331 все госконтракты на проектирование и строительство объектов должны исполняться с применением технологий информационного моделирования, но этот процесс развивается весьма неоднозначно.
В свою очередь председатель подкомитета по ценообразованию в строительстве Комитета НОСТРОЙ по развитию строительной отрасли и контрактной системе Ольга Дидковская обратила внимание на такую проблему как квалификация технического заказчика, который является ключевым звеном в исполнении контрактов – именно он отвечает за подготовку и передачу подрядчику всей технической документации, необходимой для осуществления строительства объекта.
«Если эта документация будет низкого качества, подрядчик не сможет по ней построить качественный объект. Также именно техзаказчик должен обеспечить внесение изменений в проектную документацию и повторное согласование изменений в органах экспертизы, а не перекладывать эти функции на подрядчика, особенно при пересчете цены контракта из-за роста стоимости стройматериалов», - сказала она. При этом в законодательстве, по мнению Ольги Дидковской, существует огромный пробел, когда коммерческий техзаказчик должен быть членом СРО и за ним осуществляется надзор, а компании с госучастием, учреждения членами СРО в силу законодательства не являются. При этом качество техзаданий, технической и проектной документации для реализации строителями оставляет желать лучше. Все это влияет на сроки, цену и качество выполняемых работ.
«По сути нет никакой возможности оценить квалификацию таких технических заказчиков», - указала Ольга Дидковская.
Президент Ассоциации «Альянс строителей профессионалов», член комитета НОСТРОЙ по цифровой трансформации строительной отрасли Максим Москвитин остановился на теме типовых контрактов в строительстве и возможности отражения в них требований к информационной модели (ИМ). В настоящий момент типовые условия контрактов в строительстве должно утверждать правительство России своим постановлением, проект которого сейчас проходит общественное обсуждение. Однако в документе расплывчато описано применение ИМ на объектах госзаказа (по сути оно зависит от решения заказчика) и не указано, кто предоставляет программное обеспечение и площадку для формирования информационной модели в типовом контракте, хотя это солидные вложения средств для всех участников госконтракта.
Авторы: СГ-Онлайн
Теги: