Механизм КРТ нуждается в «донастройке» на федеральном уровне — Антон Глушков

Механизм КРТ нуждается в «донастройке» на федеральном уровне — Антон Глушков

Механизм КРТ нуждается в «донастройке» на федеральном уровне — Антон Глушков Shutterstock/FOTODOM

Из-за значительного законодательного различия механизма комплексного развития территорий (КРТ) в регионах необходимо вернуться к вопросу его регулирования на федеральном уровне. Об этом заявил президент Национального объединения строителей (НОСТРОЙ) Антон Глушков выступая на сессии «Законодательное регулирование: помощь или тормоз в развитии российского девелопмента», которая состоялась в рамках Восточного экономического форума (ВЭФ).

По его словам, комплексное развитие территорий является «самой значимой вехой в жизни девелоперов». «На примере Владивостока мы можем увидеть, как этот механизм эффективно работает, какое количество бывших федеральных земельных участков сейчас вовлечено в стройку. Это позволяет городу развиваться и увеличивать объемы строительства жилья», — привел пример Антон Глушков.

Вместе с тем, президент НОСТРОЙ отметил, что, когда механизм КРТ зарождался, бизнес надеялся на облегчение вовлечения в оборот земельных участков, которые сложно выкупить: муниципальные участки, частная собственность, участки с объектами культурного наследия, деградированная среда и прочее. В реальности же в большей части субъектов страны КРТ как по инициативе правообладателей, так и по инициативе исполнительной власти превратилось в социальный налог на бизнес. «К этому нужно относиться, как к вынужденной мере. Раньше жилье строилось значительно быстрее, чем создавалась социальная инфраструктура, но теперь этот разрыв необходимо компенсировать. Однако делать нормой, что вся социальная, транспортная и инженерная инфраструктура ложится на девелопмент — это порочная практика», — считает глава нацобъединения.

По мнению Антона Глушкова, такая ситуация сложилась в том числе из-за законодательного несовершенства. Федеральный закон о КРТ, который правился уже несколько раз, имеет рамочный формат. Окончательная настройка механизма проводилась субъектами самостоятельно с учетом региональной специфики. «Мы долго пытались снизить влияние федерального законодательство и нарастить региональное регулирование в области градостроительной деятельности. Это привело к тому, что законодательство в сфере КРТ от субъекта к субъекту разнится очень сильно. Сегодня необходимо развернуть этот процесс: установить более четкие федеральные рамки по вовлечению земельных участков в КРТ и ограничить возможность субъектов накладывать социальные обязательства на бизнес, если это ведет к значительному увеличению себестоимости строительства и снижению доступности жилья», — предложил спикер.

Президент НОСТРОЙ добавил, что региональное регулирование механизма КРТ привело к резкому сокращению рентабельности строительства. Это спровоцировало отток предприятий с рынка и сокращение предложения жилья. Даже в регионах, в которых действуют льготные ипотечные программы, количество запусков новых проектов снизилось. «Важно найти компромисс, который позволит обеспечить покупателей жилья необходимой инфраструктурой, но при этом сохранить привлекательность проектов для бизнеса, чтобы не было оттока компаний из стройотрасли. Регион, пытаясь ввести новые правила игры, без бизнеса их принимать не должен», — резюмировал Антон Глушков.

Ранее «Стройгазета» сообщала, что президент НОСТРОЙ принял участие в Стратегической сессии по повышению доступности жилья.