В России впервые разработали мастер-план реки

В России впервые разработали мастер-план реки

В России впервые разработали мастер-план реки FORMA
Дептранс Москвы совместно с девелопером FORMA разработали первый в России мастер-план реки. Об этом «Стройгазете» сообщили в пресс-службе девелопера, уточнив, что документ создан в рамках развития городского квартала бизнес-класса Portland и масштабной задачи редевелопмента Южного порта.

Жители и гости города получат возможность передвигаться по Москве-реке на речном такси, заниматься водными видами спорта и ходить на собственных яхтах, а также комфортно отдыхать на берегу одноименной локации. Проект прошел согласование со всеми ключевыми структурами.

Документ в составе общего зонирования Москвы-реки отразит все существующие и запланированные водные объекты вдоль самой протяженной береговой линии в городе — 13 км. В него внесут маршруты всех судов, которые будут ходить в акватории: предполагается появление зон для движения судов под парусом, гребного спорта, а также новой городской марины для прогулок на яхтах. Благодаря документу все виды активностей будут грамотно зонированы и отрегулированы с помощью диспетчерских служб, чтобы обеспечить полную безопасность на воде для каждого.

Реализация мероприятий, заложенных мастер-планом, позволит улучшить городскую инфраструктуру, привлечь жителей и гостей столицы к занятиям водными видами спорта, открыть новые возможности для малого и среднего бизнеса, а также повысить безопасность участников движения на воде.

Развитие акватории пройдет в несколько этапов. Первый завершится в 2025 году вместе с созданием специальной инфраструктуры для доступа к воде. На втором этапе состоится запуск выделенных зон под парусные и гребные виды спорта. Третий этап — открытие марины. Полная реализация проекта запланирована на 2030 год. Новая инфраструктура появится в непосредственной близости от строящегося городского квартала Portland — проекта девелоперской компании FORMA.

«Транспортная система Москвы становится все более комфортной — это и линии метро, МЦД и МЦК, широкая сеть городского наземного транспорта. Также большое внимание уделяется развитию речного транспорта. При развитии мы учитываем уже сформировавшиеся маршруты горожан, и не только рабочие, но и те, которые они используют, чтобы добраться до дворцов спорта, парков и других мест отдыха. Одним из этапов развития речного транспорта является создание безопасных условий для пассажирских перевозок по речным городским маршрутам и индивидуального транспорта. Это позволит повысить качество жизни горожан, в том числе тех, кто занимается водными видами спорта, но и создаст условия для развития соответствующей инфраструктуры», — заявила старший руководитель проектов Управления стратегических проектов Департамента транспорта Москвы Ульяна Андросова.

«В этом году исполнилось 10 лет программе мэра по преобразованию набережных. И мы приходим к тому, что в 2024 году береговые линии не только стали полностью доступны для пешеходов, не только превратились в зеленые зоны отдыха в городе. Они стали линиями притяжения для тех групп горожан, для которых вода имеет особое значение. Это спортсмены и любители водных видов спорта, которые благодаря разработке мастер-планам акватории получат возможность чаще и больше заниматься своим хобби. Горожане фактически «выходят на воду». И здесь архитектура прибрежных территорий приобретает еще большее значение – ведь на нее открываются все новые и новые ракурсы и точки обозрения» — отметил заместитель председателя Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы Максим Кандыбайло.

«В акватории Южного порта есть все возможности, чтобы обустроить рекреационную зону масштаба не только города, но и всей страны: сюда можно будет приезжать из разных городов, чтобы заниматься парусным и яхтенным спортом. А москвичи наверняка оценят открывшуюся возможность отправиться на работу на собственном катере. Мы планируем инвестировать в строительство водной инфраструктуры около 1,1 млрд рублей, 0,5 млрд из которых будет вложено в благоустройство набережной. Таких проектов в России еще не было, и мы рады быть инициаторами столь глобальных изменений в жизни Москвы», — рассказал руководитель компании FORMA Илья Чепрасов.

«Акватория южного речного порта – район перспективного развития, где создается новое качество жизни в столице, а река является одним из ключевых элементов городской среды. Мастер-план позволит использовать потенциал этого ресурса по максимуму, дать импульс к развитию новых логистических связей и досуговой инфраструктуры, а также обеспечить структурность и поэтапный подход в работе с территорией», — высказался сооснователь и руководитель проектов архитектурного бюро «Созоныч» Евгений Карманов.

«При оценке эффективности градостроительных решений в районе Южного порта важно учитывать не только реальные возможности бюджета, прямые и косвенные экономические эффекты, но и рост коммерческого потенциала за счет расширения масштаба проекта с локального уровня до федерального. Ключевым аспектом в разработке мастер-плана акватории Южного порта является участие различных заинтересованных сторон, что в прямом смысле соединяет берега интересов стейкхолдеров, жителей и туристов, и делает проект более востребованным и устойчивым», — добавила руководитель направления стратегической и маркетинговой аналитики бюро Versus.Mind Екатерина Жаворонкова.

«Ключевым аспектом для создания и эксплуатации качественной прибрежной инфраструктуры является привлечение специализированных компаний. Сейчас наши специалисты разрабатывают предложения по формированию нормативно-правовой базы: стандарты, своды правил и корректировка базовых НПА. А также занимаются аквапланированием в составе мастер-планов инфраструктуры водного транспорта и туризма и прибрежных общественных пространств в разных регионах России. Единый подход к развитию прибрежной инфраструктуры - мощный инструмент для создания новых бизнес-кейсов и успешных проектов в береговой зоне», — заключила вице-президент Ассоциации развития яхтенного туризма и марин Ольга Шебзухова.

В пресс-службе отметили, что развитие территории у реки не завершится вместе с окончанием работ по мастер-плану. Ожидается, что вместе с появлением новых водных активностей возрастут и объемы прибрежной инфраструктуры: ресторанов и фудкортов, зон для игр детей и отдыха взрослых, водных парков. Акватория Южного порта — жемчужина Москвы-реки. Это место долгое время незаслуженно оставалось без внимания. Всего через несколько лет, обширная водная территория с отличными условиями для парусных видов спорта, получит новую жизнь, а город — редкую локацию для активного отдыха. В результате южная часть Москвы-реки перестанет ассоциироваться исключительно с грузовыми перевозками. Она станет удобным местом для спорта и отдыха на воде и рекреационной зоной, которая привлечет и горожан, и туристов.