Специалисты Инжинирингового химико-технологического центра Томского государственного университета (ТГУ) совместно с новосибирской компанией «Крона» разработали новую технологию производства безклинкерного цемента повышенной прочности. Как сообщили «Стройгазете» в пресс-службе ТГУ, при производстве в качестве сырья используются отходы металлургической промышленности, а именно доменные шлаки.
«В нашей стране первая в мире технология изготовления шлакощелочного бетона была разработана в середине ХХ века, – говорит директор по развитию ИХТЦ ТГУ Илья Мазов. – Его применяли при строительстве Байконура и гротов для подлодок, но теперь эти технологии основательно позабыты. В Европе ЩЩБ продолжают выпускать десятками миллионов тонн в год, поскольку он незаменим при изготовлении массивных бетонных конструкций. К примеру, в Нидерландах производство такого бетона составляет 54% от всего объема».
Как отмечают разработчики, готовая к промышленному запуску технология - несколько проще, чем существующие зарубежные аналоги. Традиционно после помола компоненты цемента – клинкер, гипс и добавки – обжигают при температуре 1400-1500°С. Металлургический шлак уже прошел эту температуру, поэтому высокие энергозатраты не понадобятся.
По словам Ильи Мазова, на основе получаемого цемента можно получать шлакощелочные бетоны (ШЩБ) повышенной прочности, устойчивые к агрессивной среде и высокой температуре. «У ЩЩБ, изготовленного на основе безклинкерного цемента, множество преимуществ, – поясняет Илья Мазов. – Он обладает высокой химической устойчивостью к хлоридам, сульфатам и кислотам. У него меньше капиллярных пор, что значительно уменьшает водопоглощение и увеличивает морозостойкость. Безклинкерный цемент – более высокого качества, а стоит меньше обычного».
По информации разработчиков, помимо возведения зданий этот цемент можно использовать в дорожном строительстве, что в разы повышает прочность и надежность дорожных покрытий. Стоимость работ при укладке ШЩБ в 1,5-2 раза выше, чем у асфальтобетона, однако он намного прочнее, срок эксплуатации таких дорог – до 40 лет. Для сравнения, средний срок службы обычного асфальтобетона – 8 лет.
Испытания новой технологии уже проведены на заводе «ЗЖБИ-Комплекс» в Новосибирске. На основе цемента из доменных шлаков там были изготовлены опытные изделия для прокладки подземных коммуникаций. Они успешно прошли испытания на прочность в лицензированном строительно-экспертном бюро.