В 2022 году объемы производства древесно-стружечных плит и OSB в России сократились на 10,5%, до 10,3 млн м3, древесноволокнистых плит и МДФ — на 12,1%, до 649 млн м3. Об этом «Стройгазете» сообщили в пресс-службе Ассоциации предприятий мебельной и деревоперерабатывающей промышленности России (АМДПР), добавив, что при этом производство фанеры упало на 28,8%, до 3,24 млн м3, в отдельные периоды снижение превышало 40%.
Резкий спад выпуска плитной продукции начался в конце апреля 2022 года, когда закрытие основных экспортных направлений совпало с падением спроса на древесные плиты на внутреннем рынке. Из-за этого уже в мае производители плит впервые за два года были вынуждены снизить цены на продукцию как для российского, так и для внешнего рынков.
«Почти двухгодичный, начавшийся в середине 2020 года, период роста цен производителей на ДСП закончился, с мая 2022 года в этом сегменте наблюдается снижение. Максимальным значением стали апрельские показатели, когда кубометр ДСП продавался за 18,9 тыс. рублей. Уже в июне за куб ДСП просили 16,3 тыс. рублей, что примерно соответствует показателю 2021 года. Во втором полугодии нисходящий тренд усилился. Та же ситуация сложилась и с экспортными ценами на ДСП. Производители ДВП продержались дольше: они начали снижать цены лишь в сентябре 2022 года», — отмечает генеральный директор АМДПР Тимур Иртуганов.
В самом тяжелом положении в 2022 году оказались производители фанеры. «В ноябре 2022 года российские фанерные комбинаты достигли десятилетнего минимума по объемам выпуска и вернулись на показатели 2010 года», — отметил руководитель АМДПР. Он также указал на то, что именно этот сегмент деревопереработки продемонстрировал самое резкое снижение цен. Этот тренд появился в конце апреля, а уже в июле отпускная стоимость кубометра фанеры упала на 71%, до 39,6 тыс. рублей, и с тех пор выше не поднималась.
Самое сильное влияние на деревоперерабатывающую промышленность в 2022 году оказало закрытие экспорта. «Больше всего от этого пострадали производители фанеры, которые в предыдущие годы продавали за рубеж почти 70% всей выпущенной продукции, теперь экспорт упал в два раза. Основными рынками сбыта для российских предприятий являлись ставшие в прошлом году «недружественными» США и страны Западной Европы. Быстро переориентировать на внутренний рынок или на Восток такие объемы не получилось во многом из-за сложностей с логистикой и грузоперевозками. Перспективные для фанерщиков рынки Турции и Индии до сих пор фактически закрыты заградительными ввозными пошлинами: в первом случае она составляет 27% (до осени 2022 года, после чего пошлина была повышена еще больше), во втором — около 30%», — объясняет Тимур Иртуганов, добавляя, что помочь производителям фанеры в освоении новых перспективных рынков в сложившейся ситуации может только государство.
Глава ассоциации прогнозирует в 2023 году дальнейшее снижение объемов выпуска плитной продукции и фанеры. Ожидаемое падение в 2023 году в сегменте ДСП может составить 8% от уровня 2022 года, в сегментах ДВП и фанеры — 14%, что автоматически отбросит отрасль на 15 лет назад, к показателям 2006–2007 годов.