
По итогам 2024 года объем рынка DIY B2C в России составил 4,3 трлн рублей, увеличившись в среднем на 12% за год. Об этом «Стройгазете» сообщили в пресс-службе компании «Лемана ПРО», уточнив, что доля россиян, купивших товары для ремонта и обустройства, выросла с 70% в 2023 году до 75% в 2024 году.
Эксперты отметили, что наибольшую долю в общем объеме рынка составила категория «Ремонт внутри помещения» — 1,7 трлн рублей (41%), сегмент «Строительство и организация участка» вырос до 1,3 трлн рублей (30%), а «Обустройство и уют» — до 1,2 трлн рублей (29%). Наряду с этим по итогам 2025 года эксперты ожидают замедления темпов роста рынка товаров для дома и строительства до 6-8% в рублевом выражении.
Одним из ключевых факторов, влияющих на рынок DIY, остается тенденция к сокращению жилых площадей. За последние годы средняя площадь квартир уменьшилась на 10%, аналогичный тренд наблюдается и в частных домах, где все большую популярность приобретают готовые домокомплекты с типовой планировкой.
По словам руководителя отдела изучения покупательского поведения и аналитики рынка «Лемана ПРО» Екатерины Жмуровой, увеличение числа домохозяйств, состоящих из одного человека, стимулирует интерес к компактному жилью и таким же решениям для интерьера. Это, в свою очередь, формирует спрос на многофункциональные решения, грамотное зонирование пространства и создание бесшовного интерьера. «Потребители все чаще отдают предпочтение эргономичной мебели и единым стилевым концепциям, которые помогают эффективно использовать каждый квадратный метр. Несмотря на сдерживающие факторы, мы ожидаем в текущем году дальнейшего роста как в сегменте B2C, так и в сегменте B2B. Ключевыми драйверами станут спрос на небольшие проекты для обновления жилья, дальнейшее развитие сегмента Do-it-for-me, а также дальнейшая интеграция онлайн- и офлайн-каналов», — прокомментировала она.
По данным аналитиков, наиболее высокую динамику демонстрируют онлайн-продажи товаров DIY, при этом офлайн-магазины по-прежнему остаются важным каналом покупки товаров для дома и ремонта. Доля покупателей, приобретающих товары в интернете, выросла с 37% в 2022 году до 45% в 2024 году. Совокупный объем онлайн-продаж на рынке, включая B2B-сегмент, увеличился на 37% год к году и составил почти 20% от всего рынка DIY.
Также эксперты компании прогнозируют увеличение спроса на услуги мастеров. Объем рынка DIY и Household-услуг в 2024 году составил 2,8 трлн рублей, из которых 1,4 трлн — работы по внутренней отделке. Доля клиентов, привлекающих мастеров, выросла на 6 п. п. за год и достигла 47%, а ключевыми направлениями спроса стали монтаж, проектирование и отделочные работы. При этом 29% потребителей заказывают эти услуги через друзей и знакомых.
Помимо этого, в 2025 году усилится тренд на заказы «товар + услуга», так как 58% покупателей DIY хотят получать оба компонента в одном месте. Отдельно отмечается увеличение числа женщин, вовлеченных в процесс ремонта. По итогам прошлого года доля женской аудитории среди покупателей товаров для ремонта и строительства достигла 54% (51% в 2021 году) — это также способствует увеличению спроса на услуги профессионалов.
Ключевым фактором успешных продаж в 2025 году станет сервис. Исследования компании показывают, что потребители стали более требовательны к срокам доставки и скорости оформления заказов. В сегменте товаров для ремонта востребованы опции получения заказов к точному времени, удобный и быстрый самовывоз, возможность оплаты при получении, а также возврат неподошедших товаров с доставкой. Набирают популярность сервисы, помогающие сэкономить бюджет: рассрочка, оплата «долями» и кешбэк. При этом 23% клиентов готовы покупать товары для строительства и ремонта только со скидкой. Сильным преимуществом перед конкурентами станут эксклюзивные товары и собственные торговые марки: 41% покупателей товаров DIY рассматривают российские торговые марки как альтернативу зарубежным брендам-лидерам.
Ранее «Стройгазета» сообщала, что по итогам 2024 года совокупный объем онлайн-рынка строительно-отделочных материалов, мебели и товаров для дома составил 911 млрд рублей, что на 23% превысило результаты прошлого года. При этом оборот DIY-рынка в целом по итогам текущего года достиг 8,2 трлн рублей (+21% за год).