
Почти две трети (63%) опрошенных россиян делают выбор в пользу товаров с содержанием вторичного сырья, в то время как 37% потребителей не обращают на это внимания. Об этом «Стройгазете» сообщили в пресс-службе компании «Лемана ПРО», уточнив, что при этом 68% участников опроса готовы платить больше на 5-20% за товары с содержанием вторсырья, в то время как треть (32%) не считают это оправданным.
Согласно результатам исследования, среди товаров с содержанием вторсырья наиболее популярны хозяйственные и бытовые товары (65%) — тряпочки для уборки, мешки для мусора, ведра и прочее. Более половины опрошенных (54%) покупают пластиковые изделия с содержанием «вторички», а 48% — картонные товары, включая коробки для переезда, картонные упаковки и постеры. Строительные материалы приобретают 36%, текстильные изделия — 35%, предметы интерьера — 26%, мебель — 21%, инструменты — 18%, оборудование, включая алюминиевые радиаторы и карнизы, — 11%.
Главной мотивацией для покупки товаров с содержанием вторсырья является забота об окружающей среде — так ответили 66% опрошенных. Почти половина (48%) объясняют поведение своей социальной ответственностью, 42% привлекает более низкая цена. Для 30% важна поддержка устойчивого производства, 25% отмечают качество и уникальность, а 23% — снижение углеродного следа.
Среди тех, кто не покупает товары с содержанием вторсырья, 39% в числе причин указывают недостаток информации о преимуществах и составе таких товаров. Треть (32%) не знает, где их купить, а 22% не видят в этом необходимости или не имеют доступа к таким товарам в своем регионе. 14% респондентов считают товары с вторичным сырьем менее качественными, 11% — опасными для здоровья или неэкологичными.
Руководитель проектов по управлению отходами «Лемана ПРО» Григорий Какурников отметил, что россияне все чаще делают осознанный выбор — отдают предпочтение товарам из вторсырья и поддерживают переход к экономике замкнутого цикла. «Но сегодня спрос опережает возможности экономики: потребителям не хватает информации, инфраструктура сбора и переработки отходов пока развита недостаточно. Именно поэтому бизнес берет на себя инициативу — инвестирует в переработку, реализует проекты замкнутого цикла и расширяет ассортимент продукции из вторсырья. Мы уверены, что по мере поддержки со стороны государства и развития системы раздельного сбора этот разрыв будет сокращаться, а экономика замкнутого цикла станет новой нормой», — прокомментировал он.
На содержание вторичного сырья в упаковке товаров обращают внимание 76% россиян, из них 16% всегда выбирают экологичную упаковку, а 60% делают это иногда, если информация заметна. Для 24% это не имеет значения. Среди тех, кто уделяет этому внимание, почти треть (28%) смотрит на процент содержания вторичного сырья, по 20% — на сертификаты качества и репутацию производителя. Еще треть респондентов (32%) не учитывает эту информацию.
Как показало исследование, 78% россиян сортируют отходы полностью или частично, при этом среди них 55% составляют мужчины и 45% — женщины. Чаще всего россияне сортируют пластик и опасные отходы — по 71%, стекло — 62%, бумагу и картон — 60%, а также металлические изделия — 52%. Почти половина (49%) сдает электронные отходы, такие как старые устройства и бытовая техника. По 43% респондентов сортируют органические остатки, а также текстиль.
Помимо этого, 21% опрошенных ответили, что всегда сортируют отходы, 26% делают это иногда, а 31% занимаются раздельным сбором только некоторых видов отходов, в первую очередь бумаги и пластика. Полностью отказываются от сортировки 22% опрошенных.
62% опрошенных сдают отсортированные отходы в контейнеры на придомовой территории. В специализированные экоцентры и пункты приема обращаются 13%, в пункты крупных магазинов и торговых сетей — 9%. Услугами специализированных компаний по утилизации пользуются 8% респондентов, а услугами экомобилей — 4%. Большинство потребителей, сортирующих отходы, делают это 2-3 раза в месяц (38%), 4-5 раз в месяц — 26%, а четверть делает это чаще 5 раз в месяц (24%). Только 12% сдают отходы раз в месяц или реже.
Те, кто не разделяет отходы, чаще всего главной причиной называли отсутствие специальных контейнеров поблизости — так ответили 58%. Еще 28% не знают, куда можно сдавать отсортированные материалы, 19% затрудняются с правильной сортировкой, а 16% считают, что это требует слишком много времени и усилий. Лишь 12% не видят в сортировке важности и смысла. Планируют начать сортировать отходы в ближайшее время только 12% из тех, кто не делает этого сейчас. Еще 46% ответили отрицательно, а 42% затрудняются с ответом.
По мнению участников опроса, повысить заинтересованность потребителей в раздельном сборе отходов поможет улучшение инфраструктуры — установка контейнеров и пунктов приема (70%). Скидки или бонусы от магазинов за использование многоразовых упаковок и участие в раздельном сборе могли бы мотивировать более половины респондентов (54%). Для 39% стимулом стало бы снижение цен на товары из вторичного сырья, а для 27% — больше информации в интернете и образовательные программы.
Ранее «Стройгазета» сообщала, что ученые Пермского национального исследовательского политехнического университета изучили, как утилизировать отходы в стройматериал, устойчивый к влаге и плесени.