За три года в России откроется 17 санаториев

За три года в России откроется 17 санаториев

За три года в России откроется 17 санаториев freepik.com

Рынок санаторно-курортных услуг переживает глубинную трансформацию и развитие: рост спроса и изменение портрета потребителя стимулируют операторов санаториев вводить новые wellness-программы и уделять особое внимание качеству обслуживания. Об этом «Стройгазете» сообщили в пресс-службе консалтинговой компании Nikoliers, уточнив, что до 2029 года новые здравницы появятся в Краснодарском и Ставропольском крае, а также в других регионах России.

Эксперты отметили, что на данный момент на санаторно-курортном рынке прослеживаются две ключевые тенденции. С одной стороны, из года в год последовательно снижается количество действующих санаторно-курортных организаций. За последние десять лет количество санаториев в России снизилось на 11,5% (или на 197 объектов), по состоянию на конец 2024 года рынок насчитывал 1,7 тыс. объектов. Такая динамика говорит о естественном уходе устаревших и малоэффективных комплексов.

С другой стороны, спад в общем количестве санаториев компенсируется стабильностью и даже небольшим ростом общего количества мест размещения. После локального снижения в 2017 году общая вместимость рынка начала восстанавливаться, достигнув пикового значения в 451 тыс. мест к 2023 году. Это означает, что сектор адаптируется к меняющимся условиям рынка за счет укрупнения, модернизации и расширения номерного фонда. При этом, подавляющее большинство (93%) действующих объектов управляется локальными операторами, а не сетевыми компаниями.

По словам заместителя директора департамента стратегического консалтинга Nikoliers Евгении Кулеш, рынок санаторно-курортных услуг характеризуется неоднородностью предложения, которое представлено реновированными объектами и относительно немногочисленными новыми проектами. «Сложность ведения бизнеса в этом сегменте заключается в необходимости правильно сочетать два непростых направления — гостиничное и медицинское. Высокий порог входа сопряжен и с дефицитом компетенций в управлении, охватывающих оба этих направления», — пояснила она.

По данным аналитиков, до конца 2028 года заявлены к открытию около 17 санаториев с суммарным фондом в 6,3 тыс. номеров. Наибольшая девелоперская активность сосредоточена в Краснодарском крае (шесть объектов) и Ставропольском крае (четыре объекта). Остальные семь санаториев равномерно распределены по одному в Алтайском и Камчатском краях, Ленинградской и Тюменской областях, Республиках Крым и Татарстан, а также в Санкт-Петербурге. Подавляющее большинство (81%) планируемых к открытию санаториев будут находиться под управлением несетевых операторов.

В то же время, средний номерной фонд вводимого санатория с 2025 по 2028 год увеличится в три раза: с текущих 126 до 371 номера на объект. Значительный рост вместимости строящихся санаториев также отражает уверенность девелоперов и инвесторов в долгосрочном росте спроса на санаторно-курортные услуги в России.

Эксперты отметили, что прогнозы инвесторов подтверждаются аналитикой — из года в год интерес потребителей к отдыху и лечению в санаториях растет. По итогам года количество размещенных лиц в российских санаториях может вырасти на 2% к прошлому году и на 6% по сравнению к докризисному 2019 году.

Ощутимо меняется и потрет аудитории. Раньше санатории традиционно воспринимались как учреждения для людей зрелого возраста. Современные санаторно-курортные комплексы активно расширяют свою целевую аудиторию, предлагая программы, ориентированные на более молодые и активные возрастные группы.

Омоложение аудитории ведет к изменению поведения потребителей. Средняя продолжительность пребывания в санаториях стабильно сокращается. Если в 2014 году коэффициент средней продолжительности пребывания составлял 13,4, то к 2024 году он снизился до 9,8, а в 2025 году, по прогнозам, скорректируется до 9,7.

Директор департамента стратегического консалтинга Nikoliers Игорь Кокорев рассказал, что в условиях трансформации рынка наблюдается перераспределение клиентского спроса в пользу современных санаториев, сочетающих медицинский профиль с обширной wellness- и рекреационной составляющей. «Классические санатории, ориентированные преимущественно на лечение, не утрачивают своего значения, но их доля на открытом рынке будет постепенно уменьшаться. Интеграция wellness-услуг позволит расширить целевую аудиторию, привлекая более молодых и платежеспособных клиентов, и диверсифицировать загрузку санаториев, что в конечном итоге положительно скажется на общей прибыльности классических объектов», — прокомментировал он.

Ранее «Стройгазета» сообщала, что идеальный отдых россиян постепенно теряет морскую «прописку» — все чаще, планируя отпуск или долгую поездку, наши соотечественники выбирают направлением не пляж, а горы, лес, термальные источники или заповедные территории.