Фото: А.А. Веснин.
Проект обложки для книги М.Я. Гинзбурга «Стиль и эпоха. Проблемы современной архитектуры»
В Государственном музее архитектуры имени А. В. Щусева при поддержке Министерства культуры РФ и банка ВТБ открылась масштабная выставка «Конструктивизм. Траектория метода. К 100-летию ОСА». Об этом «Стройгазете» сообщили в пресс-службе организаторов выставки. Экспозиция приурочена к столетию Объединения современных архитекторов (ОСА) — ключевого творческого содружества, сформировавшего идеи одного из самых влиятельных течений XX века.
Выставка предлагает посетителям глубокое теоретическое погружение и ставит целью переосмыслить привычное понимание конструктивизма. Его лидеры — Михаил Барщ, братья Веснины, Моисей Гинзбург, Иван Леонидов и другие — настаивали, что это не просто «стиль», а целостный метод. Для них это был способ осмысления новой социальной реальности 1920-1930-х годов и инструмент для проектирования жизни будущего.
«Это глубокое исследование, призванное показать, как кристаллизовался уникальный метод проектирования, оказавший мощное влияние на мировую архитектуру», — отметила на открытии директор Музея архитектуры Наталья Шашкова.
На трех этажах флигеля «Руина» развернулось семь тематических разделов. На первом этаже — «Метод и пространство» и «Плоскость» — показано, как научные открытия и мечты о покорении неба влияли на форму: от футуристических клубов Леонидова до знаменитого павильона Германии Миса ван дер Роэ.
Второй этаж раскрывает конструктивизм как социальный проект. Разделы «Организм и организация», «Модуль» и «Массовые действа» демонстрируют, как архитектура должна была переустроить быт и сознание «нового человека». Центральные экспонаты — макеты-реконструкции дома-коммуны Барща и Владимирова и комплекса для горняков в Анжеро-Судженске Николая Кузьмина.
Завершает путешествие раздел «Архетип», где показаны проекты 1930-х годов — эксперименты бывших конструктивистов с «освоением классики», что стало развитием их метода в новых условиях.
В выставке участвуют 17 музеев и частных собраний. Среди более чем 170 предметов — графика, живопись, макеты, фотографии и архивные документы. Многие работы, такие как эскиз проекта Дворца Лиги Наций Ханнеса Майера или конкурсные проекты братьев Весниных, демонстрируются впервые.
Куратор выставки Елена Власова подчеркивает, что проект стремится выйти за рамки упрощенного восприятия конструктивизма лишь как архитектуры «домов-коммун» и «фабрик-кухнь».
«Задача — показать принцип профессиональных воззрений конструктивистов, их методологию, которая была уникальной и для своего времени революционной», — пояснила она.
Выставка сопровождается обширной образовательной программой для разных возрастов, а весной 2026 года запланирован выпуск одноименного научного издания.
Выставка «Конструктивизм. Траектория метода» продлится в Музее архитектуры имени А. В. Щусева до 29 марта 2026 года.
Ранее «Стройгазета» сообщила, что на Воробьевых горах открылась выставка лучших строительных проектов Москвы.
Выставка предлагает посетителям глубокое теоретическое погружение и ставит целью переосмыслить привычное понимание конструктивизма. Его лидеры — Михаил Барщ, братья Веснины, Моисей Гинзбург, Иван Леонидов и другие — настаивали, что это не просто «стиль», а целостный метод. Для них это был способ осмысления новой социальной реальности 1920-1930-х годов и инструмент для проектирования жизни будущего.
«Это глубокое исследование, призванное показать, как кристаллизовался уникальный метод проектирования, оказавший мощное влияние на мировую архитектуру», — отметила на открытии директор Музея архитектуры Наталья Шашкова.
На трех этажах флигеля «Руина» развернулось семь тематических разделов. На первом этаже — «Метод и пространство» и «Плоскость» — показано, как научные открытия и мечты о покорении неба влияли на форму: от футуристических клубов Леонидова до знаменитого павильона Германии Миса ван дер Роэ.
Второй этаж раскрывает конструктивизм как социальный проект. Разделы «Организм и организация», «Модуль» и «Массовые действа» демонстрируют, как архитектура должна была переустроить быт и сознание «нового человека». Центральные экспонаты — макеты-реконструкции дома-коммуны Барща и Владимирова и комплекса для горняков в Анжеро-Судженске Николая Кузьмина.
Завершает путешествие раздел «Архетип», где показаны проекты 1930-х годов — эксперименты бывших конструктивистов с «освоением классики», что стало развитием их метода в новых условиях.
В выставке участвуют 17 музеев и частных собраний. Среди более чем 170 предметов — графика, живопись, макеты, фотографии и архивные документы. Многие работы, такие как эскиз проекта Дворца Лиги Наций Ханнеса Майера или конкурсные проекты братьев Весниных, демонстрируются впервые.
Куратор выставки Елена Власова подчеркивает, что проект стремится выйти за рамки упрощенного восприятия конструктивизма лишь как архитектуры «домов-коммун» и «фабрик-кухнь».
«Задача — показать принцип профессиональных воззрений конструктивистов, их методологию, которая была уникальной и для своего времени революционной», — пояснила она.
Выставка сопровождается обширной образовательной программой для разных возрастов, а весной 2026 года запланирован выпуск одноименного научного издания.
Выставка «Конструктивизм. Траектория метода» продлится в Музее архитектуры имени А. В. Щусева до 29 марта 2026 года.
Ранее «Стройгазета» сообщила, что на Воробьевых горах открылась выставка лучших строительных проектов Москвы.
Авторы: СГ-Онлайн
Теги: