3–4 декабря 2024 года в Москве на площадке Hyatt Regency Moscow Petrovsky Park прошел первый MosBuild Summit – мероприятие, организованное под эгидой Международной строительно-интерьерной выставки MosBuild. Итогами второго дня со «Стройгазетой» поделились представители мероприятия.
Второй день MosBuild Summit 2024 прошел не менее насыщенно. На лекции «Ключевые тренды и трендсеттеры российской и зарубежной архитектуры» Сергей Труханов, глава бюро Т+Т, и Александр Змеул, историк архитектуры и строительства и кандидат исторических наук, поговорили не только о трендах, но и об опыте работы за рубежом, сходствах и различиях отечественных и иностранных проектировщиков, российских архитекторах за границей. Говоря о роли архитектора за рубежом, Сергей Труханов подчеркнул, что его позиция там достаточно сильная в процессе стройки и реализации проекта: «Как сказал архитектор, так и будет». Российским специалистам архитектор посоветовал смотреть на то, в каких регионах есть запрос и сильно ли освоен рынок локальными архитекторами.
Параллельно проходила лекция «Тренды проектов редевелопмента в контексте современных реалий» Эвелины Ишметовой, руководителя Школы Девелопера и директора по консалтингу и развитию KEY CAPITAL, которую модерировала Юлия Зинкевич, генеральный директор коммуникационного агентства «Правила Общения». Эвелина Ишметова представила реализованные проекты и поделилась своим мнением, при каких условиях стоит заниматься редевелопментом. «Редевелопмент — это скорее история про меценатство, желание оставить след, чем стремление к какому-то коммерческому выхлопу», — считает эксперт.
Актуальные аналитические данные о ситуации в строительной отрасли были представлены на ритейл-сессии «Как завоевать рынок розничных продаж» Даниилом Новицким, генеральным директором инвестиционно-аналитического агентства ПКР и цифровой платформы «Инвестиционные проекты», и Юлией Ивановой, директором по развитию и работе с клиентами инвестиционно-аналитического агентства ПКР. Модератором встречи выступила Вероника Романова, телерадиоведущая РБК.
Юлия Иванова представила результаты опроса, проведенного в бизнес-сообществе MosBuild Connect. Согласно полученным данным, 38% респондентов считают, что в следующие шесть месяцев ситуация на строительном рынке ухудшится, а 25% думают, что ситуация улучшится. В тройке негативных факторов, которые, по мнению респондентов, оказывают наиболее отрицательное влияние на текущее состояние отрасли, оказались недостаток рабочей силы (47%), снижение покупательной способности потребителей (46%) и инфляция (38%). В топ-3 позитивных фактора, которые оказывают наиболее положительное влияние на бизнес, вошли рост спроса на отдельные категории (29%), развитие новых категорий продуктов и внедрение новых привычек потребления (28%), а также развитие технологий, рост цифровизации и автоматизации (26%).
Даниил Новицкий озвучил прогнозы по инвестиционной активности на 2025–2026 гг. «Высокая ключевая ставка подавляет инвестиционную активность, инвестиционную инициативу, особенно в промышленном строительстве», — заявил аналитик. Целый ряд перспективных проектов по локализации сложных строительных материалов в России уже был или будет приостановлен, поэтому доля импорта строительных материалов вряд ли сократится и по-прежнему сохранится на уровне 25–30%, а с ростом валютного курса рост цен в этом сегменте рынка неизбежен. Но несмотря на быстрый рост объема приостановленных проектов, отмененных проектов пока еще не сильно много (+9,6% к 2023 г.), а значит сохраняются ожидания по корректировке ситуации в денежно-кредитной политике. Однако даже при снижении ключевой ставки ЦБ инвестиционные процессы, как правило, сильно инертны, поэтому возврат к выходу из приостановки не будет быстрым.
В этой сессии также приняли участие руководители ведущих ритейлеров и маркетплейсов: Максим Суравегин, исполнительный директор «ОБИ», Мария Евневич, совладелец компании «Максидом», Олег Соколов, категорийный директор «ВсеИнструменты.ру», Вячеслав Булахтин, директор подразделения категорий Home/DIY/Auto/Furniture «Яндекс Маркет», и Николай Екуняшев, директор категории DYI «Мегамаркет». Топ-менеджеры обсудили ситуацию на рынке DYI, в частности, до сих пор периодически возникающий вопрос ушедших брендов. «В каждом сегменте рынка были лидеры, без которых, казалось бы, невозможно работать. Тем не менее рынок быстро адаптировался», — заявил Николай Екуняшев. Вячеслав Булахтин добавил, что в этом году 86% всех клиентов «Яндекс Маркет» покупали товары новых для себя брендов.
Завершающим мероприятием MosBuild Summit 2024 стала кейс-сессия «Проект на миллион: ищем свою нишу в недвижимости», которую модерировала Анастасия Кременчук, главный редактор журнала «Лица». Своим опытом успешной реализации проектов в разных городах России поделились Ольга Хасанова, СЕО и учредитель проектов Urban, Наталья Сазонова, управляющий директор NF Dom, Юлия Тряскина, руководитель и партнер UNK interiors, Анна Минакова, генеральный директор «ESG-эксперт» и соучредитель Российской системы зеленой сертификации недвижимости «Клевер», и Юлия Зинкевич, генеральный директор коммуникационного агентства «Правила Общения». Сравнивая опыт работы в Москве и регионах, мнения экспертов разделились. По словам Натальи Сазоновой, многое из того, что для Москвы уже десять лет считается само собой разумеющимся, для региональных городов еще чуждо. В то же время Юлия Зинкевич выразила мнение, что разрыв в трендах все же сокращается: «Нет такого, что Москва передовая, а регионы отстают».
На торжественном вечернем банкете MosBuild Summit 2024 выступили архитектурная рок-группа Bomb Lane Band и кавер-группа Mercury Band.