В ходе третьего Всероссийского форума «Лучшие продуктовые решения и тренды жилой недвижимости», который прошел в Москве 12-13 октября, более 50 специалистов по девелопменту проанализировали основные тенденции отрасли и разобрали сотни кейсов из собственной практики.
В ходе обсуждения эксперты отметили трансформацию рынкаэлитной недвижимости, привлечение гостиничных операторов к реализации ЖК, а также внедрение искусственного интеллекта (ИИ), развитие сервиса Valet Parking и многое другое.
Об изменениях на рынке элитной недвижимости под воздействием поведения целевой аудитории рассказала директор департамента по работе с девелоперами Savills в России Александра Синилова. По ее словам, в этом сегменте продолжает увеличиваться количество общественных пространств в рамках жилых комплексов, места для хранения уже становятся обязательным атрибутом элитного жилья, по проектам предоставляется более детальная спецификация, а покупателями все больше становятся востребованы функциональные планировки. Среди трендов - отельные спальни большой площади. В целом идет тенденция выхода продукта на новый уровень качества.
Эксперты представили на форуме свежую статистику, отражающую приоритетность запросов потребителя. В премиум-классе доля продаваемых квартир с отделкой достигла 25%, соотношение финишной и White box - 50 на 50. Тренд на полную отделку наблюдается в среде инвесторов. 10% клиентов покупают лоты с мебелью, при этом повышен спрос на наличие санузлов в каждой спальне, на универсальный дизайн-проект. Продолжает набирать популярность отделка от именитых дизайнеров, это отражено уже в 80 % премиальных проектов. Так, в ЖК ELEVEN автором отделки стал итальянский дизайнер Роберто Санторо.
Другой важной тенденцией на рынке стало привлечение известных брендов – гостиничных операторов или премиальных домов моды к реализации жилых проектов. Первые отвечают за сервис и его наполнение, вторые – за интерьер и меблировку. В Москве с жилым продуктом уже работали Armani, Lalique, Bvlgari, Fairmont и другие.
Спикеры форума также отметили, что из-за необходимости самостоятельно парковаться в подземном паркинге жители перестают пользоваться лобби для доступа в премиум-комплексы. Поэтому, вслед за США, В России стал развиваться сервис Valet Parking. Профессиональный водитель встречает резидентов у входа и сам паркует машину. Например, такая услуга представлена в комплексе особняков Art Residence. Она позволяет реализовать концепцию лобби и вернуть резидентам возможность чаще наслаждаться роскошной атмосферой центрального входа.
Среди тенденций в девелопменте эксперты назвали и интерес к комфортной для человека переменной этажности.
Обсуждая цифровизацию девелопмента, аналитики заявили о начале подлинной эры «умных зданий», оснащенных комплексной системой автоматизации. В сегменте многоквартирных домов вектор спроса и предложения смещается в сторону инновационных форматов.
«Атомстрой» представил кейс «Свобода Residence», рассказфывющий о в создании в этом ЖК умной системой безопасности. Нейросеть, имеющая более 15 тыс. навыков способна пресекать 95% нежелательных ситуаций «на старте». В частности, она посылает сообщения пользователю на смартфон, если слышит звон бьющегося стекла или звук сигнализации. Функция может и включить систему освещения для создания иллюзии присутствия людей в доме.
На примере различных кейсов спикеры показали, как диджитализация позволяет резидентам экономить такой важный ресурс как свое время, когда, например, считывание показаний счетчиков и их передача в УК происходит автоматически.